Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Март 9, 2011

«Род Рагху». «Рождение Кумары»

   Следуя традиции, установившейся в древней Индии, Калидаса при выборе тем обращался к мифологии и к ранней литературе. Однако его произведения через мифологический, эпический сюжет отражают и современную поэту действительность.

«Род Рагху» принадлежит к числу поэм, которые в древнеиндийской теории поэзии назывались махакавья (буквально «большая поэма»).

Большинство махакавья были построены по типу эпических поэм и создавались на сюжеты эпоса.

Поэма «Род Рагху» представляет собой панегирик легендарной династии Рагху, к которой принадлежал царевич Рама, герой эпико - героических сказаний «Рамаяны». В поэме рассказывается история Рамы, его предшественников и наследников, начиная от Дилипы, отца Рагху, и кончая бесславным потомком великих отцов - Агниварной.

«Род Рагху» содержит девятнадцать песен (или глав). Поэма начинается со вступления:

Ради прочного единства, связи звуков с их значеньем Славлю я творцов вселенной - Парамешвара с Парватн. Столь же дружных меж собою, как и звук с его значеньем. Где возник род Сурьи славный? Где пределы мыслям нашим? Я по глупости пускаюсь в океан на утлой лодке, В океан, что не по силам пересечь и самым дерзким. Коль стремиться стану к славе стихотворцев знаменитых, Буду всеми я осмеян, как пигмей, поднявший руку, Чтобы плод достать высокий и высоким лишь доступный. Но, быть может, путь мой скромный уподоблен будет нити, Проходящей незаметно сквозь каменья - самоцветы, Сквозь творения поэтов Рагху - древний род воспевших, Воспою потомков Рагху, непорочных от рожденья, Мудро правивших землею, всей землей до океана, И до неба продолжавших колесницы бег победный. Все потомки рода Рагху Агни по закону чтили, Выполнения желаний достигали по закону, Наказанья назначали не превыше преступлений. А богатства собирали, чтоб раздать их без остатка,

Дорожили каждым слозом, чтоб па все имелась правда, Побеждали ради славы и женились для потомства. Изучению науки было отдано их детство, Юность жаждет наслаждений, старость ищет лишь покоя; Смерть встречать же подобает только в самосозерцанье. И наслышавшись повсюду о деяиьях рода Рагху, Необдуманно решаюсь я начать свое сказанье, Так ничтожно краспоречье - так их подвиги велики. Мудрецы! Благоволите мой рассказ теперь прослушать! Осудите иль хвалите, разделив добро и скверну, Лишь в огне увидеть можно - чисто злато иль нечисто.

(Перевод И. Д. Серебрякова)

II дальше повествование ведется в том же спокойном эпическом стиле. Первая песнь рассказывает, что у прямого потомка первого человека - Ману, царя Дилипы, которого поэт сравнивает с «месяцем, восходящим из - за океана», нет детей. Дилипа просит мудрого отшельника о продолжении рода. Мудрец - отшель - иик дает царю священную корову, молоко которой принесет потомство.

Вторая песнь повествует о рождении у Дилипы сына, имя которого - Рагху1. Рагху превосходит всех царей в силе, ловкости и уме (песнь третья). Он покоряет «все земные страны» (песнь четвертая). В пятой песне говорится о рождении у Рагху сына. Три песни (пятая, шестая и седьмая) посвящены описанию подвигов и побед сына Рагху. В восьмой песне рассказывается о рождении отца Рамы - Дашаратхи, девятая песнь «Охота» раскрывает сюжетную завязку «Рамаяны», причину изгнания Рамы. Над Дашаратхой тяготеет проклятье. Он во время охоты убил сына отшельника, и отшельник проклял его. Дашаратха должен умереть от горя в разлуке с сыном. Часто встречающийся в литературе древней Индии мотив проклятия отшельника выражает, видимо, идею судьбы. Песни с десятой по пятнадцатую представляют собой высокохудожественное переложение эпопеи «Рамаяна», причем Калидаса рассказывает по - своему некоторые события из жизни Рамы. Последние песни посвящены потомкам Рамы.

Поэма написана в приподнято - торжественном стиле. Цари рода Рагху - это герои, совершенные люди и идеальные правители, иначе «собрание добродетелей». Можно предположить, что «Род Рагху» является иносказательным воспеванием династии Гупт. Однако временами высокий стиль повествования снижается, и тогда трафаретная характеристика царей сменяется рассказом о слабовольном й легкомысленном царе. Показательна в этом смысле последняя, девятнадцатая, песнь поэмы, которая, можно думать, отображает придворные нравы времен Калидасы. Сравнение восемнадцати песен поэмы с ее последней, девятнадцатой, где изображен изнеженный, пресыщенный удовольствиями царь Агииварпа, «который пировал день и ночь, не обращая внимания на народы, желавшие хотя на минутку увидеть его», дает возможность сделать и другое предположение. А именно: Калидаса противопоставляет печальное настоящее идеальному прошлому. Образом Агниварны Калидаса как бы подчеркивает, что важно не царское происхождение, а выполнение долга царя перед народом.

Поэма «Рождения Кумары» рассказывает о любви богини Парвати к богу Шиве. Шива отвергает ее любовь, но сила любви Парвати покоряет грозного бога, и он отвечает на чувство Парвати.

Через это произведение проходят две определяющие все творчество Калидасы темы - любовь и воспевание индийской природы, которую Калидаса часто одухотворяет. Любовь к индийской природе характерна и для «Рода Рагху», где Калидаса, описывая различные пейзажи родной страны, восхищается их красотой. Так, «Слово Рамы» в тринадцатой песне представляет хвалу водным богатствам Индии.

см. также:

Другие произведения Калидасы, эпические поэмы Индии других поэто

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИРИКА И ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ КАЛИДАСА







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Индивидуальная лирика и эпическая поэзия КалидасаДругие произведения Калидасы, эпические поэмы Индии других поэтов »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии