Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Март 9, 2011

Индивидуальная лирика и эпическая поэзия Калидаса

   При отсутствии точной датировки с большим трудом удается проследить линию развития всех родов и жанров древнеиндийской литературы. Становление индивидуального творчества можно, видимо, отнести к концу I тыс. до н. э.началу пашей эры. Этим временем датируется ранняя авторская поэзия. Крупнейшим лириком древней Индии был Калидаса, известный в Европе преимущественно как драматург.

Индивидуальная лирика и эпическая поэзия Калидаса

О времени жизни поэта - классика индийской литературы Калидасы среди литературоведов нет единого мнения. В настоящее время существуют две основные точки зрения. Сторонники одной считают, что Калидаса жил в период II - I вв. до п. э. Не менее распространенной является также и другая точка зрения, что Калидаса жил в IV - V вв. н. э. и был современником царя Чандрагупты II. В работах советских индологов преобладает второе мнение, его разделяет и автор данного раздела книги.

Во времена Гупт ценители искусств - меценаты из знати поощряли главным образом блестящую по форме, изысканную, стилизованную литературу, посвященную любованию женской красотой и природой, описывающую чувственность и тончайшие душевные переживания. Известны имена ряда поэтов, творчество которых совпадает с правлением династии Гупт. Среди этих поэтов первое место принадлежит Калидасе. Его творчество вышло далеко за пределы придворной поэзии, пережило века и сохранило свое не только познавательное, но и подлинно художественное значение по сей день.

Биографии Калидасы мы не знаем, сохранились лишь легенды о его жизни. В основном в легендах одна мысль - талант Калидасы превосходит обычные человеческие способности, он «послан богами». Некоторые легенды, связанные с именем Калидасы, содержат насмешку над брахманством. Все это также говорит о том, что народ знал и ценил Калидасу. Ниже приводится одна из легенд, рассказанная С. Ф. Ольденбургом. Во времена Калидасы жил брахман, у которого была дочь - самая ученая женщи на своего времени. Она отказывала всем женихам, ссылаясь па то, что выйдет замуж только за человека, более ученого, чем она. Видя эти постоянные отказы, отец ее потерял, наконец, терпение и поклялся в душе, что накажет ее и отдаст за самого глупого брахмана, какого только сможет найти. Однажды в поисках мужа для дочери он увидел молодого пастуха, сидевшего на суку; юноша усердно пилил ветку между стволом и тем местом, где сам сидел. Когда он допилил ветку до конца, то, конечно, свалился вместе с ней на землю. Сильно ударившись, юноша с трудом поднялся и начал выражать недоумение но поводу происшедшего. И тут брахман решил, что если только юноша окажется брахманом, то более подходящего мужа ему для дочери не найти. Из расспросов выяснилось, что юношу зовут Калидасой, что он брахман и отличается невероятной глупостью. Брахман повел юношу к дочери и представил ей его как будущего мужа. Девушка начала испытывать юношу. Она завела разговор по - санскритски и ужаснулась невежеству Калидасы, но ее отец искусно объяснил все его ответы тонкостями санскритской грамматики. Отпраздновали свадьбу. Затем девушка подвергла мужа новому ученому испытанию и тут же убедилась в его глупости и невежестве. Разгневанная, она избила его и прогнала. Бедный Калидаса всю ночь ходил по окрестностям и утром решил начать учиться, для чего и поступил в школу. Он прилежно ходил на уроки, но напрасно, так как из занятий ничего не выходило, и его глупость и невежество только потешали учеников и учителя. Однажды товарищи Калидасы, чтобы посмеяться над ним, уговорили его провести ночь в храме страшной богини Кали, супруги Шивы. Глупость предохранила Калидасу от боязни духов. Он охотно пошел в храм ужасной богини, и, чтобы доказать, что он действительно был в храме, Калидаса натер руку сажей с целью оставить отпечаток на изображении богини. Нужно сказать, что в тех местах, когда кого - нибудь особенно жестоко и позорно хотели наказать, мазали лицо сажей и в таком виде водили всюду. Когда Калидаса подошел к изображению богини и по глупости своей хотел приложить к лицу богини свою вымазанную сажей руку, Кали, опасаясь стать посмешищем, предстала пред Калидасой в своем собственном виде. Но Калидаса не испугался ее и не отказался от своего намерения вымазать сажей лицо богини. И богиня обещала ему все, что он захочет, если только он откажется от своего намерения. Калидаса попросил сделать его мудрейшим в мире человеком. Кали исполнила его просьбу и прибавила, что он будет знать содержание всех книг, которые сумеет перелистать за эту ночь и всегда будет победителем в прениях. Калидаса всю ночь переворачивал листы книг из библиотеки своего учителя. К утру он от усталости заснул, и его товарищи, пришедшие на урок, застали его спящим. Урок начался, а Калидаса спал. Вдруг учитель сделал ошибку в санскритской речи, сонный Калидаса к изумлению всей школы поправил его. Пораженные учитель и ученики спросили его, на каком основании он поправляет учителя. Тогда Калидаса указал на одно место в грамматике Панини, которую он перед тем никогда не читал. Тут же он рассказал изумленному учителю и товарищам о прошедшей ночи. Эта легенда служит, вероятно, обоснованием имени Калидасы (слуга богини Кали).

Из произведений самого Калидасы явствует, что он был хорошо знаком с музыкой, танцевальным искусством, живописью и обладал также весьма обширными сведениями в области различных наук. Калидасе приписывается много произведений, однако несомненно ему принадлежат шесть: две поэмы так называемого искусственного эпоса, одна лирическая поэма и три драмы.

 

см. также:

Другие произведения Калидасы, эпические поэмы Индии других поэтов

«Род Рагху». «Рождение Кумары»







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« «Махабхарата» и «Рамаяна» - мировые сокровища литературы ( Индийский эпос, Пураны )«Род Рагху». «Рождение Кумары» »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии