Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Январь 22, 2011

«Махабхарата» и «Рамаяна» - мировые сокровища

   И в «Махабхарате», и в «Рамаяне» большое число действующих лиц. Это вполне закономерно для раннего периода художественного развития индийцев: каждый из обширной галереи образов, являясь олицетворением одного или нескольких человеческих качеств, представляет коллектив. Герои эпических поэм обладают воинской доблестью (Арджуна), силой (Бхима), стойкостью и самообладанием (Юдхиштхира) и т. д. качествами, необходимыми для героя родовой эпохи, которые продолжали цениться и в классовом обществе. Наряду с героями, обладающими общими чертами, в больших эпических поэмах древней Индии встречаются и герои с индивидуальными чертами, определяющими образ. Богатый материал для определения этих черт дают образы Дамаянти («Сказание о Нале») и Савитри («Супружеская верность»).

В эпических поэмах древней Индии, особенно в «Махабхара те», охват действительности очень широк. «Махабхарату» называют «энциклопедией» древнеиндийской жизни. В развитии действия огромную роль играют боги, которые разрешают сюжетные комбинации и конфликты, т. е., другими словами, движение сюжета не проистекает из характера героев, а находится вне его.

В «Махабхарате» и «Рамаяне», кроме людей в качестве действующих лиц выступают, боги, полубожествеппые существа, демоны. В этом сказывается мифологический характер древнеиндийской эпической поэзии. «Махабхарата» и «Рамаяна полно, ярко и образно воплотили мифологию древней Индии. Если обратиться к богам, которые действуют в поэмах, и посмотреть, что представляет собой пантеон, запечатленный эпической поэзией, то мы увидим, что ведийские божества отходят на второй план, уступая место триаде: Брахме, богу - творцу, Шиве, богу - разрушителю. Вишну, богу - хранителю, которые частично наделены чертами своих предшественников. По представлениям древних индийцев, в годины бедствий Вишну воплощается па земле в каком - либо те

лесном облике для того, чтобы победить силы зла, которые угрожают людям или богам. Воплощений (аватар) Вишну обычно насчитывают десять. Седьмой аватарой считается рождение Вишну в облике Рамы («Рамаяна»), восьмой аватарой - его перевоплощение в Кришну - одного из героев «Махабхараты», предстающего в поэме царем, другом и союзником пандавов. Роль Кришны в «Махабхарате» очень значительна. Он по условию своей миссии на земле выполняет в поэме «стержневую функцию», объединяя сюжетные эпизоды в единое произведение о войне двух родов. Боги в «Махабхарате» выступают хранителями сословного «закона», а вся религиозно - философская система этой поэмы внушает людям, что мир не имеет реального существования, он всего лишь иллюзия. Создается учение о возмездии. Суть его заключается в том, что души умерших не достигают, как правило, сразу загробного мира, или полного освобождения, а рождаются вновь. Какую форму получит душа человека в новой жизни, зависит от его поведения в данной жизни, от его добрых и злых дел. Учение о возмездии обосновало систему сословного и классового неравенства.

Характерной чертой эпических поэм является своеобразная типизация образов. Мы находим здесь устойчивые характеристики, которые создаются употреблением постоянных эпитетов, сравнений, метафор и других тропов. Обращает на себя внимание несходство, а иногда и противоречие априорных характеристик и того, как герой показан в действии. Герои, таким образом, получают как бы двойную характеристику. «Робкая» в первоначальном определении, Дамаянти активна и решительна в своих действиях и т. д. Обратное соотношение наблюдается в обрисовке образа се мужа - Наля.

«Сказание о Нале» начинается перечислением его добродетелей:

Был раджа, Наль его звали, могучий сын Вирасены.

Полный достоинств желанных, знаток лошадей знаменитый.

Как царь богов, главенствуя между земных властелинов,

Он высоко над всеми сиял, подобно солнцу.

Витязь, владыка нишадхцев благочестивый, знал Веды,

Полководец искусный, правдивый, он в кости играть был охотник;

Прекрасный, сдержанный в чувствах, желанный для женщин,

Меткий стрелок, защитник, видом Maнy подобный.

(Перевод Б. Смирнова)

Поступки Наля не соответствуют вышеприведенной априорной характеристике. В большинстве своих поступков Наль выглядит слабодушным и пассивным.

Большое место среди тропов эпической литературы занимает гипербола. Гипербола в древнеиндийских эпических поэмах часто выражалась точно цифрами. После великой битвы («Махабхарата») поле было покрыто множеством тел погибших героев. Затем начались похороны. Тела убитых, которых был 1 миллиард 660 миллионов 200 тысяч, возложили на многие тысячи погребальных костров.

Художественные особенности «Махабхараты» и «Рамаяны» неразрывно связаны с определенной эпохой общественного развития. «...В области самого искусства, писал Маркс, известные значительные формы его возможны только на низкой ступени развития искусства»

«Махабхарата» и «Рамаяна» представляют не только историко-литературный интерес. Они сохраняют силу эстетического воздействия на современного читателя или слушателя. По сей день «Махабхарата» и «Рамаяна» пользуются огромной популярностью и любовью в Индии. Рабиндранат Тагор писал, что в его стране «Рамаяна» и «Махабхарата» играют такую же роль, какую играли в древней Греции «Илиада» и «Одиссея». Поныне герои «Махабхараты» и «Рамаяны» являются олицетворением лучших человеческих качеств, а отрицательные персонажи - человеческих пороков. Одним из любимых образов для индийцев стал образ Рамы, справедливого царя и борца против сил зла. Старинная поговорка гласит, что нет в Индии того, чего бы не было в «Махабхарате».

С давних пор поэты, художники, скульпторы обращаются к «Махабхарате» и «Рамаяне» как к источнику вдохновения. На сюжеты эпических поэм писал свои произведения великий поэт древней Индии Калидаса. «Махабхарата» и «Рамаяна» вошли в литературы многих народов как севера, так и юга Индии. Обе эпопеи явились в средние века сюжетно - фабулной основой для становления литератур на бенгальском, хинди, тамильском, телугу и других языках Индии. Отдельные эпизоды истории Рамы послужили материалом для позднейших поэтов и писателей. Каждая эпоха истолковывала образ Рамы по - своему, но всегда Рама оставался защитником народа и борцом за справедливость. Различные эпизоды из «Рамаяны» и вся история Рамы в целом рассказываются во всех уголках Индии и на всех ее языках.

«Махабхарату» писал в 1860 г. русский санскритолог К. Коссович,можно сравнить с известным величавым деревом Индии, которого высокие ветви, опускаясь до земли, дают крутом жизнь новым деревьям».

С мотивами и образами эпопеи древней Индии мы встречаемся в творчестве Майкла Модхушудона Дотто, Рабиндраната Тагора, Майтхилишарана Гупты, Премчанда и других поэтов и писателей нового и новейшего времени. «Махабхарата» и «Рамаяна», хорошо известные в странах Востока, оказали влияние на литературу и искусство ряда стран, в частности Индонезии.

Пураны

  К эпической литературе относят и пураны («Сказания о древности»). Это - собрание мифов о богах и героях. В пуранах встречаются упоминания о царях, племенах, народах древней Индии.

Среди древнеиндийских памятников нет исторических хроник и летописей. Пураны отнюдь не являются подобным памятником. Однако в какой - то мере их можно рассматривать как отражение представлений древних индийцев об истории. В пуранах истолковывается «священное писание» на исторических, а часто и легендарных примерах. Пурап несколько. Некоторые из них называются именем того же божества, которому они посвящены (например, «Калипурана»). Пураны считаются «Ведами шудр», так как их могут слушать шудры, которым запрещено присутствовать при чтении Вед. Составлены пураны в форме диалогов, их постоянным участником выступает ученик легендарного Вьясы. Диалог - излюбленная форма изложения религиозно - философских учений в Индии. Из всех пуран особой популярностью пользуются пураны, посвященные богу Вишну. «Вишнупурана» открывается обращением к богу Вишну, затем следует легенда. Один мудрец поссорился с богом Индрой, их ссора возмутила море, и из моря появились бог Варуна, нимфы - апсары и богиня красоты и счастья - Лакшми, которая избирает своим мужем бога Вишну. Значительное место в «Вишнупуране» занимают рассказы о перерождениях бога Вишну. Содержит «Вишнупурана» также легендарные описания различных земель и стран (в их числе Бхара - тварши - Индии), ада, небес и многих планет. Из сказаний «- Вишнупураны» представляет интерес также сказание о сыне демона - Прахладе, которого бог Вишну спасает от гнева его отца. Многие рассказы пуран, в частности «Бхагаватапураны» и «Вишнупураны», явились сюжетной основой для поэзии Индии средних веков. Так, если в законченном виде учение о нисхождениях (аватарах) Вишну складывается в X - XI вв., то истоки его надлежит искать в древности.

В основе «Махабхараты» и «Рамаяны», как и в основе пуран, видимо, лежит фольклор, который пройдя через аристократическую среду, снова дошел до народа в виде оформившихся эпических поэм. Подобный же путь прошли и фольклорные сюжеты, составившие сборники басен, притч, сказок.

 

ещё:

Рамаяна - сокровищница индийской литературы
Махабхарата
Дхаммапада
Суттанипата
Сутта
Типитака
Самхит
Иносказание и намек в Ведах
Индийские заклинания и заговоры
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Династия Гупт
Отражение исторических, религиозных и философский событий в литературе Индии
Литература Индии - введение

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Рамаяна - сокровищница индийской литературыИндивидуальная лирика и эпическая поэзия Калидаса »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии