Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Январь 7, 2011

ЭПОПЕИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ - «МАХАБХАРАТА» и «РАМАЯНА»

Основными произведениями древнеиндийской эпической поэзии являются «Махабхарата» и «Рамаяна».

   Эти большие поэмы с развитым искусством повествования, с установившимися приемами эпического стиля следует рассматривать как результат длительного развития устного эпико - поэтического творчества, как итог творческой работы ряда поколений. В настоящее время в науке достаточно распространенной является точка зрения, что в основе «Махабхараты» лежат действительные события, имевшие место в глубокой древности; когда именно, невозможно утверждать даже приблизительно. Индийская традиция относит их к середине III или даже к IV тыс. до и. э. Современные исследователи значительно приближают их дату к нашему времени, но никто не называет более поздний период, чем X - IX вв. до н. э. Относительно того, лежат ли в основе «Рамаяны» действительные события, исследователи не столь единодушны; возможно, что в основе этой поэмы имеется и сказочный сюжет. Если же даже события, легшие в основу «Рамаяны», имели и реальную канву, то она изображалась крайне фантастически. Но в те далекие времена, когда эпопея не была записана, передатчики - сказители и их слушатели были искренне убеждены в реальности повествования. Это вытекало из общего восприятия жизни во «времена младенчества народа».

В сложении «Махабхараты» и «Рамаяны» следует различать по крайней мере три этапа. Первый - возникновение древнейших преданий, второй - объединение их вокруг одного сказания и третий - запись поэмы. Древнейшие предания возникли, по - видимому, сравнительно скоро после того, как произошли сами события, явившиеся причиной возникновения этих преданий. Первоначальное ядро поэм в середине I тыс. до п. э., видимо, уже существовало. Записаны же поэмы в том виде, в каком они дошли до нас, были только в первой половине I тыс. н. э.

Предания неизбежно должны были претерпеть значительные изменения. С одной стороны, в процессе передачи по мере отдаления от возможного действительного события, породившего сказание, и само событие, и его герои приобретают постепенно сказочно - гиперболический характер. Герои совершают подвиги, невозможные для простых смертных, и оказываются либо божественного происхождения, либо воплощением божества. С другой стороны, при оформлении как отдельных сказаний, так и эпопеи в целом весьма сильно сказался классовый отбор.

Сказители вплетали в канву поэмы одни за другими все новые и новые сказания и мифы и, пользуясь популярностью сказаний, приписывали свои взгляды, чтобы придать им большую авторитетность, мифическим святым мудрецам, участникам событий, о которых рассказывается в эпопее.

«Махабхарата» и «Рамаяна» складывались в верхней части долины Ганга (Мадхьядеше). Следует иметь в виду и то обстоятельство, что эпические поэмы были записаны на языке, который не был живым разговорным языком (за ним в науке утвердилось название «эпический санскрит»), тогда как предания, которые легли в основу эпических поэм, рассказывались (вернее, пелись) на разговорных языках и диалектах. Старинные предания, таким образом, фактически оказывались переведенными или даже пересказанными. Вследствие этого общенародная основа древних сказаний также оказывалась видоизмененной, а обработка этих сказаний и приспособление их к новым общественным условиям и запросам верхушки общества существенно облегчились.

Многие сказания «Махабхараты» повествуют о явлениях чрезвычайно архаических. Например, тот факт, что пять братьев имели общую жену, свидетельствует о пережитках группового брака, которые нашли отголосок в этом рассказе. Другие же сказания «Махабхараты», присоединенные к основному ядру, представляют собой творчество позднейших времен и носят следы последующих изменений и переработки оформителей из числа брахманов и представителей военной аристократии. Предания, мифы, легенды хранились в памяти сказителей, каждый из которых что - то добавлял, изменял или отбрасывал. Эти сказания были впоследствии собраны по складывавшему в индийской литературе принципу обрамления одним рассказом: в «Махабхарате»войной двух царских родов за власть, в «Рамаяне»подвигами царевича Рамы, т. е. таким образом, сказания и песни о подвигах отдельных героев циклизуются вокруг одного события. С течением времени предания и легенды обросли сочиненными в разное время и вставленными иногда не очень искусно героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и другими трактатами.

Следовательно, в «Махабхарате» и «Рамаяне» имеются наслоения (напластования) различного времени: отдельные сказания - песни, передаваясь из поколения в поколение, переделывались, дополнялись новым материалом, переплетались между собой. Многовековая история сказаний наложила отпечаток на строение сюжета и стиль эпопеи, сказалась, естественно, и на изображении жизни древнеиндийского общества. В них отразились общественные отношения и культурный уровень предшествующих эпох.


 


ещё:


Рамаяна - сокровищница индийской литературы
Махабхарата
ЭПОПЕИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ - «МАХАБХАРАТА» и «РАМАЯНА»
Дхаммапада
Суттанипата
Сутта
Типитака
Самхит
Иносказание и намек в Ведах
Индийские заклинания и заговоры
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Династия Гупт
Отражение исторических, религиозных и философский событий в литературе Индии
Литература Индии - введение


 


 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Поэзия «Дхаммапада»«Махабхарата» »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии