Статьи  >>  Литература
От: Ind


Опубликовано: Январь 3, 2011

«Дхаммапада»

 Поэзия «Дхаммапада»

   «Дхаммапада» принадлежит к числу лучших произведений древнеиндийской афористической поэзии. Она разделена на главы, каждая из которых содержит изречения, объединенные по тематическому признаку (таковы главы о серьезности, о мысли, о глупцах, о мудрых, о зле, о старости, о счастье и т. д.). В ряде случаев связующим фактором оказывается не тема, а образ, например, образ цветка, использованный во всех строфах «Главы о цветах» и выступающий здесь в двух противоположных значениях: как символ губительных для духа наслаждений и как символ самых высоких добродетелей. При том, что каждый афоризм достаточно самостоятелен, он тем не менее связывается с окружающими изречениями не только в тематическом отношении, но и с помощью особых композиционных приемов, что создает впечатление смысловой и формальной целостности отдельных глав. «Дхаммапада» касается самых разных проблем человеческого поведения, и именно широта затронутых в пей этических проблем сделала это произведение одним из популярнейших в индийской литературе.

«Тхеригатха» и «Тхерагатха»сборники стихов, приписываемых ученикам и последователям Будды - женщинам и мужчинам. Некоторые произведения считаются одними из древнейших в каноне, но большинство датируется сравнительно поздним временем - III и даже II вв. до н. э.

Стихи повествуют о тяжких страданиях, потерях, унижениях, которые заставили их создателей покинуть мир и вступить в буддийскую общину. В них звучит напряженное стремление к духовному освобождению, нередко сопряженное с тяжкими сомнениями и ощущением бессилия в борьбе с самим собой. Мир слишком прекрасен, слишком обольстителен, чтобы от пего можно было отрешиться с легкостью:

...О, когда, заслышав в пещере

Венценосного павлина пенье,

С сиденья привстав, я стану

Думать о том, как достичь бессмертья?

О когда ж это будет?..

Ведь ты уговаривало меня, о сердце:

Сидя в горном лесу, размышленью предайся, А пестроперые птицы, при звуках грома Поднимающие щебет, Услаждать тебя будут. Друзей и родичей" любимых, Развлеченья и наслажденья мирские, Все покинув, пришел сюда я, Но нет в тебе покоя, о сердце!

   Временами духовная борьба достигает кризисного состояния, когда все предпринятые усилия кажутся тщетными, цель недостижимой, и отчаяние столь велико, что рождает мысль о самоубийстве. Но именно в этот страшный миг на отчаявшегося неожиданно нисходит просветление, и исполненный драматизма монолог завершается формулой блаженного умиротворения: «Сделано все, что завещал нам Будда».

В более поздних стихах, отмеченных в целом усложнением стиля и образности, большую роль начинает играть пейзаж. Духовное событие разворачивается на фоне вторящей ему (а иногда - контрастирующей с ним) картины окружающей природы. В этих ликующих стихах, например, радость духовного освобождения перекликается с пробуждением всего живого после летней засухи, в начале сезона дождей:

...Когда в небе гремят барабаны грома

И потоки дождя затопляют пути, по которым следуют птицы,

А бхикшу, укрывшись в пещере, размышляет,

Есть ли в мире большее наслажденье?

Когда сидя на берегу реки, заросшей цветами.

Над которой в венок сплелись верхушки прекрасных деревьев.

Радостный, он размышляет,

Есть ли в мире большее наслажденье?

Когда ночью, в безлюдном лесу,

Дождь шумит и дикие звери рычат.

А бхикшу, укрывшись в пещере, размышляет,

Есть ли в мире большее наслажденье?

Когда обуздавши мысли свои,

Среди гор, в расселине горной укрывшись,

Он без страха и без препятствий для мысли размышляет,

Есть ли в мире большее наслажденье?..

  Знаменательно, что в стихах этого типа встречаются уже образы, которые позднее станут общим местом классической пейзажной лирики: павлин, пляшущий при первых ударах грома, белые журавли, летящие на фоне черной тучи, леса, оглашаемые ревом резвящихся слонов и др.

От древней канонической поэзии путь ведет к религиозной лирике позднего времени. Именно к ней восходит, с одной стороны, буддийский гимн на санскрите, а с другой - поэзия отрешения от мира, связанная с Бхартрихари и другими именами.

 

ещё:

Рамаяна - сокровищница индийской литературы
Махабхарата
Суттанипата
Самхит
Иносказание и намек в Ведах
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Династия Гупт
Отражение исторических, религиозных и философский событий в литературе Индии







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« «Суттанипата»ЭПОПЕИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ - «МАХАБХАРАТА» и «РАМАЯНА» »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии