Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Январь 3, 2011

«Суттанипата»

   «Суттанипата» принадлежит к числу древнейших книг канона. Большинство собранных в ней текстов датируется IV в. до н. э., а некоторые - даже V в. до н. э. Поэзия, представленная в «Суттанипатс», преимущественно дидактического характера. Она воспевает буддийский идеал праведного поведения, рисует образ монаха и благочестивого мирянина, дает определение важнейшим понятиям буддийского этического учения. Особенно характерно для «Суттапипаты» стихотворение в несколько строф, объединенных рефреном (прием, по - видимому, заимствованный из народной поэзии).

...Обладающего силою мудрости,

Соблюдающего обеты добродетельного поведения.

Сосредоточенного, находящего удовольствие в размышлении,

Свободного от уз, от препятствии, от скверны, -

Воистину такого называют мудрые «муни»!

Одиноко живущего и серьезного,

Не волнуемого ни хулой, ни хвалой,

Того, кто, как лев, не пугается звуков,

Того, кто, как ветер, неуловим сетями,

Кто, как лотос, к которому не пристает влага, -

Воистину такого называют мудрые «муни»!..

К стихам этого типа относится и знаменитая «Дхания - сутта», где в чередующихся репликах пастуха Дхании и Будды рисуются два прямо противоположных представления о ценностях, столкновение которых подчеркивается широким использованием параллелизма, как смыслового, так и формального:

Сварен рис у меня, сдоено молоко

(Так говорит пастух Дхания),

На берегах Махи живем мы все;

Крышей хижина крыта, и огонь в очаге. -

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!

Гнева нет у меня, от страстей я очищен

(Так говорит благостный Будда),

На берегах Махи ночь одну проведу я;

Крыши нет надо мной, и огонь потух. -

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!

Пастушка моя предана мне и послушна, Долгое время живет со мной и прелестна. О пси я не слышу ничего дурного.Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!

Мысль моя послушна мне и свободна,

Долгое время ее обуздывал я и теперь укротил, -

Нет во мне ничего дурного. -

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!

  Иногда стихотворение представляет собой достаточно сухой перечень определений с очень характерным для этого случая использованием вопросо - ответной формы. Но есть в «Суттанипате» произведения, исполненные высокого чувства, которые предвосхищают позднейшую буддийскую гимновую поэзию.

...Те, что видимы и те, что невидимы,

Те, что живут далеко, и те, что близко,

Те, что уже родились, и те, что жаждут рожденья,

Да будут счастливы все существа! Пусть один не унижает другого,

Пусть никто никого нисколько не презирает,

В гневе или чувствуя нерасположенье,

Да не возжелает один другому несчастья! Как мать - о собственном сыне, Единственном сыне, которого она защищает своею жизнью,

Так обо всех существах

Должен мыслить безмерною мыслью каждый!..

 


ещё:

Рамаяна - сокровищница индийской литературы
Махабхарата
ЭПОПЕИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ - «МАХАБХАРАТА» и «РАМАЯНА»
Дхаммапада
Сутта
Типитака
Самхит
Иносказание и намек в Ведах
Индийские заклинания и заговоры
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Династия Гупт
Отражение исторических, религиозных и философский событий в литературе Индии
Литература Индии - введение

 

 



Нужен парник? http://www.neoform.su/ Купите теплицу НеоФорм по лучшей цене производителя!





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« СуттаПоэзия «Дхаммапада» »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии