Статьи  >>  Литература
От: Ionina


Опубликовано: Январь 3, 2011

Сутта

Сутта  

Главным событием сутты является самый диалог, выливающийся обычно в проповедь этических и философских принципов буддизма. Часто он носит весьма схематичный характер и представляет собой чисто внешнее оформление материала. Но в наиболее древних текстах, где еще жива связь с действительными беседами подобного рода, диалог оказывается необходимой ступенью, подготавливающей проповедь. Прежде чем услышать сформулированную в поучении истину, собеседник сам должен пройти по пути, ведущему к ней. Это достигается постановкой встречных вопросов, совместным анализом простейших ситуаций повседневной жизни, с неумолимой логикой подводящим к нужному выводу. Приведем в качестве примера следующий небольшой фрагмент. Доказывая молодому брахману Вассттхе, что к духовному освобождению приводит не исполнение обрядов и поклонение богам, но самосовершенствование и внутреннее развитие, Будда говорит: «Положим, эта река Ачиравати наполнится водой до предела и разольется. А человек, у которого есть дело на том берегу, которому нужно па ту сторону,., подходит к реке и, стоя на этом берегу, принимается взывать к дальнему берегу, говоря: «Иди сюда, о дальний берег! Перейди на эту сторону!» Как ты думаешь, Васеттха, перейдет ли дальний берег на эту сторону из - за того, что этот человек взывает к нему, молит его, надеется на это и поет ему хвалы? Конечно, пет, Готама.Но ведь точно так же, Васеттха, брахманы, сведущие в трех Ведах, не вырабатывая в себе те качества, которые действительно делают человека брахманом, но усвоив те качества, которые в действительности делают человека небрахманом, говорят так: «Мы взываем к Индре, мы взываем к Соме, мы взываем к Варуне,... мы взываем к Брахме». Постине невероятно, чтобы эти брахманы после смерти достигали единения с Брахмой».

В стилистическом отношении сутта неоднородна. Для повествовательных се частей характерна высокая степень формульности. Формула используется прежде всего при описании ситуаций, которые являются необходимыми и постоянными компонентами рамки и вообще всякого прозаического повествования о Будде или его учениках. Так, в - одних и тех же выражениях описывается всегда появление Будды с монахами в том или ином месте, выход на сбор милостыни, существуют специальные формулы для приглашения к трапезе и для описания самой трапезы, в неизменном виде из сутты в сутту повторяется характеристика Будды, которую слышит его будущий собеседник, а также восторженная речь новообращенного после беседы и т. д. Другая важная черта канонического повествования - нанизывание близких по значению слов, используемое как средство для передачи усиления и экспрессии. Чаще всего встречаются ряды из трех или четырех синонимов («по этому поводу [возникло у нас] разногласие, спор, расхождение во мнении...», «Возликовав, возрадовавшись, восхитившись от реченного Блаженным...», «Восхищенный, образованный, взволнованный, преисполненный ликования и удовлетворения Сабхийя...»). Эти сочетания однозначных слов (как и нагромождение эпитетов в характеристике Будды или сравнений в реакции собеседника на проповедь) вносят в рациональную и исполненную покоя атмосферу сутты экспрессивность, эмоциональный накал и прикосновенность к религиозной экзальтации.

Наиболее характерный стилистический прием в проповеди (несомненно связанный с ее дидактической и религиозной функцией)это повтор. Повторяются как отдельные предложения, так и целые куски текста. Определение, даваемое в начале рассуждения, вновь приводится затем в конце его, и вся проповедь членится таким образом на формально законченные части. Нередки также повторы отдельных параграфов с вариациями лишь в пределах какой - либо группы понятий. Все это, так же, как и явная тенденция к созданию параллельных синтаксических конструкций, сообщает проповеди особый - медлительный и кругообразный - ритмический рисунок.

По - видимому, на формирование жанра сутты оказала влияние не только проповедническая практика буддийских монахов, но и ведийская традиция. В частности, ряд композиционно - стилистических черт роднит сутту с ранними Упанишадами: укажем хотя бы на частое использование в Упанишадах диалогической формы изложения. Однако вместе с изменением мировоззрения, меняется и самый характер философского диалога от Упаниша - ды к сутте. Истина, которую сообщает своему ученику (или противнику, который потом становится его учеником) мудрец Упанишад - это сокровенная тайна, доступная лишь немногим, тайна, право на обладание которой нужно заслужить. Будда же менее всего стремится к тому, чтобы сделать из своего учения тайну. Проповедь его максимально открыта. Он говорит с всеми,, кто к нему приходит, и речь его обращена не только к собеседнику, но и ко всем многочисленным монахам и мирянам, которые являются непременными, хотя и молчаливыми участниками любого диалога. Соответственно загадки и темные аллегории, столь характерные для стиля Упанишад, сменяются здесь бесхитростной притчей, а не терпящее возражений поучение - совместным поиском истины. Даже обстановка, на фоне которой разворачивается

Наиболее значительными сборниками канонической поэзии являются «Суттанипата», «Дхаммапада», «Тхеригатха» и «Тхера - гатха».

 

ещё:

Рамаяна - сокровищница индийской литературы
Махабхарата
Дхаммапада
Суттанипата
Типитака
Самхит
Иносказание и намек в Ведах
Индийские заклинания и заговоры
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Династия Гупт
Отражение исторических, религиозных и философский событий в литературе Индии







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« «Типитака»«Суттанипата» »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии