Статьи  >>  Литература
От: Ionina


Опубликовано: Декабрь 27, 2010

«Типитака»

   Буддийская традиция утверждает, что канон был составлен сразу после смерти Будды (т. е. приблизительно в восьмидесятых годах V в. до п. э.) на первом соборе в Раджагрихе. Современные исследователи, однако, склонны считать этот собор событием легендарным. Что же касается канона, то, как полагают, первый свод священных буддийских текстов он мог оформиться ранее IV в. до н. э. Хотя состав «пра - канона» остается во многом еще неясным, есть основания думать, что в него входили «Вииая» и некоторые произведения «Сутта - питаки». Канонические тексты передавались изустно и первоначально излагались, как предполагают, на диалекте, распространенном в одной из восточных областей Индии - Магадхе. Начиная с III в. до н. э. буддийская община стала распадаться на отдельные секты. Внутри каждой из них текст священного писания был переработан в духе учения данной ШКОЛЫ, и в некоторых случаях расширен за счет добавления новых произведений. Вот почему до нас дошел не единый буддийский канон, а каноны разных сект, причем все они, за исключением канона секты тхеравадинов, сохранились лишь во фрагментах (частью на санскрите, частью в китайских и тибетских переводах).

Типитака в литературе Индии  

Канон тхеравадинов - «Типитака» («Три корзины») был записан на Цейлоне в 80 г. до н. э. на одном из среднеиндийских диалектов, получившем в дальнейшем наименование «пали» (слово «пали» первоначально означало «текст», затем «священный текст» и лишь позднее стало употребляться для обозначения языка писания). Оформлявшаяся таким образом на протяжении почти трех веков палийская версия канона имеет первостепенное значение для изучения одного из ранних этапов в развитии индийской литературы, особенно если учесть, что произведения светского характера от этого периода не сохранились. Не все части канона одинаково интересны в историко - литературном отношении. Объединенные в «Абхидхамма - питаку» философские и этико - психологические трактаты представляют собой великолепные образцы древней научной прозы, но художественной ценности не имеют. Более интересна «Виная - питака» дисциплинарный кодекс буддийских монахов. Изложение правил дается здесь в форме повествования о тех событиях, которые побудили Будду сформулировать то или иное предписание. Некоторые из этих эпизодов, использующие фольклорные мотивы, принадлежат к числу лучших буддийских легенд. И все же, когда говорят о канонической литературе, в первую очередь имеют в виду не «Винаю», а «Сутта - питаку»обширнейший раздел, где собраны многочисленные и разнообразные сочинения, некоторые из которых по праву считаются шедеврами древнеиндийской поэзии и прозы.

Основными жанрами канонической прозы являются джатака и сутта (санскр. «сутра»). Так как сборник джатак сыграл чрезвычайно важную роль в формировании классических повествовательных жанров, он будет рассмотрен в соответствующем разделе. Что же касается сутты, то это прозаическое произведение, излагающее те или иные вопросы буддийского учения в форме диалога, включающего проповедь и обрамленного коротким рассказом о событиях, мотивировавших беседу и завершивших ее. Ведет разговор Будда (значительно реже - один из его учеников), собеседниками же его могут быть самые разные люди: сопровождающие его монахи, ближайшие ученики (Ананда, Шарипутра и др.), богатые горожане и бедные крестьяне, цари и члены низших каст, отрекшиеся от мира нищие странники и брахманы. Сюжетная схема рамочных рассказов довольно однообразна. Центральным моментом ее является встреча Будды с будущим собеседником. Встреча, разумеется, может быть и случайной, но обычно собеседник, наслышанный о необыкновенной мудрости и достоинствах Будды, сам приходит к нему с вопросами. Его могут интересовать те пли иные положения буддийского учения, некоторые конкретные вопросы религиозной практики, его могут мучить сомнения в правильности избранного им пути, наконец, им может двигать просто желание насладиться философской беседой. Если это мирянин, он приглашает Будду и сопровождающих его монахов к трапезе, и тогда беседа происходит у пего в доме. Во всяком случае, где бы и как ни происходила встреча, она всегда завершается обращением собеседника в буддизм.

 

ещё:

Рамаяна - сокровищница индийской литературы
Махабхарата
ЭПОПЕИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ - «МАХАБХАРАТА» и «РАМАЯНА»
Дхаммапада
Суттанипата
Самхит
Иносказание и намек в Ведах
Индийские заклинания и заговоры
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Династия Гупт
Отражение исторических, религиозных и философский событий в литературе Индии
Литература Индии - введение








Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« СамхитСутта »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии