Статьи  >>  Литература
От: Ionina


Опубликовано: Декабрь 7, 2010

Индийские заклинания и заговоры

   Заклинания и заговоры собраны преимущественно в четвертой самхите - «Атхарваведе». «Лтхарваведа» больше других ведийских собраний сохранила связь с народным творчеством, хотя окончательная редакция сборника довольно поздняя.

Индийские заклинания и заговоры  

Смысл многих гимнов выясняется только при знании обряда, который они сопровождали, сам же обряд в ряде случаев можно представить, видимо, в качестве религиозного действа, в котором зрители не отделялись от исполнителей, где слово, жест, музыка слились в нераздельное целое. Так, гимны «Самаведы» распределены сообразно с ходом обряда, и связь между ними обнаруживается только при сопоставлении их с самим обрядом.

Формой гимнов является монолог. Однако в «Ригведе», например, присутствует в отдельных гимнах и диалог: диалог брата .и сестры Ямы и Ями, диалог царя Пурураваса и апсары Урваши.

Гимны Вед представляют собой стихи различных размеров. Ритм стиха зависел, видимо, от мелодии и был разнообразным.» В какой - то мере об этом свидетельствуют метры «Ригведы», которых в ней насчитывается пятнадцать видов. Однако здесь, несомненно, сказалась также позднейшая литературная обработка.

В поэтике гимнов существенное значение имеет сравнение.

Возьмем для примера известный гимн из «Ригведы» о лягушках, целиком построенный на сравнении - сопоставлении:

1. Словно брахманы, соблюдающие обеты, целый год лежали лягушки, И вот, возбужденные дождем, они заголосили.

2. Когда небесные воды коснулись лягушек, возлежащих подобно пузырю сухому в пруде, поднялось их кваканье, словно мычание коров с телками.

3. Омоченные при наступившем дожде, они, жаждущие и алчущие, словно сын к отцу, друг другу голосили: акчхал!

4. Ликуя под ливнем, друг друга хватали. Окропленная лягушка подпрыгивала, и кваканье рыжей смешивалось с кваканьем зеленой.

5. Как ученик за учителем, друг за другом они повторяли, и при бойком кваканье под подою каждый член лягушки полнел.

6. Одна мычала по - коровьи, другая, как коза, блеяла, одна рыжая, другая Зеленая, друг на друга не похожи, но именем одним называясь, там и сям они многообразно квакали.

7. Как брахманы при жертве Соме полноводный пруд окружив и квакая, вы, лягушки, славьте сей день года, и оньже ливень начался.

8. Сказали свое слово брахманы с Сомою, совершая свое годичное моление, показались наружу, потея, с горячими чашами жрецы адхварыо, что прятались.

9. Соблюдая богами указанное, не нарушали того, что в свое время должно совершаться, и при наступлении годичного ливня лягушки, бывшие сами подобно горячим чашам, теперь освобождены.

10. Та, что, как корова, мычит или блеет, подобно козе, рыжая или зеленая,

лягушки, даруйте нам богатство, подайте нам коров сотню, продлите жизнь.

(Перевод И. П. Минаева)

 

ещё по теме:

Иносказание и намек в Ведах
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Династия Гупт
Отражение исторических и философский событий в литературе Индии

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Ведийские гимны и обожествленияИносказание и намек в Ведах »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии