Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Декабрь 3, 2010

Богатство и разнообразие литературы древней Индии

   При изучении богатой и разнообразной литературы древней Индии мы сталкиваемся с весьма своеобразным явлением: в ней отсутствует историческая и литературная документация. Датировка не только памятников литературы, создававшихся в устной форме, но часто и авторских произведений может быть только приблизительной, обычно в пределах нескольких сотен лет. И поэтому говорят не об абсолютной, а об относительной хронологии.

Литературу Индии характеризует устойчивость устной традиции. Многие произведения древнеиндийского устного общенародного творчества, а также и произведения отдельных религиозных пли философских течений передавались по памяти в течение веков. Традиция устной передачи сохраняется и после того, как произведения, бытовавшие ранее в устной передаче, оказывались записанными. И даже в эпоху средних веков часто предпочитали обращаться к памяти, чем к рукописи.

В поступательном движении литературного процесса Индии можно наметить линию развития от общенародного устного коллективного творчества через творчество школ и приписываемого авторства - этап ораторского творчества,к индивидуальному авторскому творчеству.

Литература древней Индии прошла длительный путь развития - от гимнов, в которых содержалась первая попытка художественного осмысления мира (сборники Вед), до шедевров мировой литературы -драм Калидасы. В начале пашей эры в древнеиндийской литературе известны все три рода литературного изображения: эпос, лирика и драма (каждый из них представлен в данной работе определенными главами или разделами).

Ведийские стихи -гимны, до их записи долгое время передававшиеся изустно, отражают в значительной степени жизнь, мировоззрение и эстетические нормы древних индийцев далекой эпохи разложения первобытнообщинного строя. Наиболее древний сборник«Ригведа» уже в XI-X вв. до н. э. существовал в основном в том виде, в каком он дошел до нас, хотя запись гимнов относится, видимо, лишь к первым векам нашей эры.

В устной передаче многие десятилетия, а может быть и столетия, бытовал и древнеиндийский эпос, представленный великими эпопеями «Махабхарата» и «Рамаяна», которые с глубокой древности и до настоящего времени вдохновляют индийских писателей, поэтов и драматургов. Здесь сказалась характерная для многих литератур Востока преемственность, а именно сюжеты, образы и отчасти художественные приемы берущие свое начало в мифологии, преданиях и легендах глубокой древности. И хотя в древней Индни большую роль играет литература официального направления,, выражающая интересы господствующего класса, отличительной чертой для всего древнего периода является сила и устойчивость народных традиций. Свидетельством этого являются не только сборники сказок, притч и рассказов«Панчатантра» и др., но и произведения крупнейших драматургов древней Индии -Бхасы,. Шудраки и великого Калидасы. В истории мировой культуры Индия была второй по времени страной (после древней Греции),, создавшей самобытную и высокоразвитую драматургию.

Древнеиндийская литература имеет не только познавательное значение. Из ее неиссякаемого источника черпали в течение веков и черпают по сей день темы и вдохновение поэты, писатели, художники Индии. Древнеиндийская литература оказала огромное влияние на литературное творчество последующих эпох. Образы, поэтические изобразительные средства и произведения древнеиндийской литературы продолжают свою жизнь в современной Индии, где литературные традиции, как и во многих странах Востока, играют очень большую роль. Так, скажем, древнеиндийский эпос л - настоящее время - любимое чтение индийцев. Иными словами,, древнеиндийская литература остается в значительной мере литературой Индии сегодняшнего дня.

Произведения литературы древней Индии известны далеко' за ее пределами. Они оказали большое влияние на художественное творчество многих народов стран Востока и отчасти Запада. Буддийские паломники, с давних пор посещавшие Индию - родину буддизма, увозили в свои страны списки произведений древнеиндийской литературы, исчисляющиеся сотнями. Это обстоятельство,, кстати, помогло сохранить за пределами Индии целый ряд ее литературных памятников. Некоторые из них удалось обнаружить только в тибетских, китайских или персидских переводах.

Индийские сказки, с которыми познакомились в Иране уже в VI в. п. э., начали новую жизнь в европейских фабльо, так же как и в сказках «Тысячи и одной ночи». Велика роль индийского эпоса для Цейлона, Бирмы, Индонезии. В Индонезии и но сей день театр кукол дает свои представления на темы индийских эпических поэм «Махабхараты» и «Рамаяны».

Знакомство с древнеиндийской литературой в Европе произошло в XVIII в., когда санскритские произведения стали известны в переводах на европейские языки. Но настоящее ее изучение в Европе началось в XIX в., когда появились труды X. Вильсона,. Т. Бенфея, М. Мюллера, А. Вебсра, X. Кольбрука и др.

 

ещё по теме:

Иносказание и намек в Ведах
Индийские заклинания и заговоры
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Династия Гупт
Отражение исторических и философский событий в литературе Индии







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Династия ГуптИзучение наследия индийской литературы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии