Статьи  >>  Литература
От: MilanaK


Опубликовано: Декабрь 2, 2010

Династия Гупт

  Период со II в. до н. э. до IV в. н. э. характеризуется в истории Индии иноземными вторжениями и сменой возникающих и распадающихся государств. В IV в. н. э. вновь возвышается Магадха во главе с новой династией Гупт. Правление третьего правителя этой династии - Чандрагупты II (375 -413 гг. н. э.) называют «золотым веком» развития наук и искусств. Рабовладельческое государство Чандрагупты II Викрамадитьи простиралось от Гудже - рата и гор Виндхья до Гималаев и охватывало бассейн реки Ганга и часть Пенджаба.

Огромные средства, получаемые Гуптами от налогов, пошлин, торговли в своем государстве и дани с подчиненных ими стран в значительной степени тратились на строительство общественных сооружений, храмов и дворцов. Быстро развивались в это время различные отрасли знаний: математика, астрономия, грамматика, фонетика и др. Древние индийцы ввели знак минус, применили буквы алфавита для обозначения неизвестных величин, умели извлекать квадратный и кубический корни и пр. Математики древней Индии создали позиционную систему начертания чисел, пришли к определению понятия нуля и ввели его обозначение. Крупнейшими математиками и астрономами были Арьябхата (V в.) и Вараха - михра (VI в.). Ученые древней Индии уделяли очень много внимания языкознанию. За несколько веков до нашей эры ученый брахман Панини создал грамматику санскритского языка, нормы которой в дальнейшем стали обязательными. Крупнейшие лингвисты более позднего времени -Вараручи, Катьяяна и Патанджали ком - цементировали и дополняли грамматику Панини.

Наглядным свидетельством высокого развития прикладных знаний служит знаменитая колонна из сварочного железа во дворе мечети Кувват - уль Ислам в нынешней столице республики Индии Дели, датированная временем правления Гупт.

Памятники изобразительного искусства времени Гупт представлены как архитектурой, так и монументальной скульптурой и живописью. В архитектуре важное место занимают буддийские храмы, высеченные в скалах (пещеры Аджанты). Древнейшие из них относятся к III -II вв. до н. э., самые поздние -к VII в. н. э.

Пещерные храмы, созданные в IV -V вв. н. э., богато украшены, раеписями на буддийские сюжеты. В тот период процветает и светское зодчество. Трактат по архитектуре V -VI вв. н. э. содержит описание разных светских построек. Императорский двор и знать - покровительствовали наукам и искусствам.

Держава Гупт была последней рабовладельческой державой Северной Индии. Последующая история Индии отмечена вторжением гуннов и образованием гуннской державы с центром в Мальве. После ее распада было образовано несколько небольших княжеств, в которых уже значительную роль играли феодальные отношения. VI -VII вв. н. э. были веками дальнейшего формирования феодального общества, в котором важнейшим элементом идеологической надстройки стала религиозная система -индуизм, закреплявшая и освящавшая деление людей на касты.

На территории Индии в древности, так же как и теперь, жило большое число народов, более или менее отличающихся друг от друга по языку. Однако основным литературным языком древней Индии был санскрит. Санскрит в его древнейшей форме, вероятно,, был разговорным языком народов, населявших территорию теперешнего Восточного Пенджаба и района Дели. Эта область явилась центром древнейших государственных образований в Индии, поэтому идеологические воззрения господствующего класса этих государств определяли развитие идеологических воззрений господствующих классов по всей Индии: в частности, религиозная литература, сложившаяся здесь, стала религиозной литературой всех народов Индии. По мере развития разговорных языков народов центральной части Северной Индии эти языки все дальше отдалялись от санскрита. Последний остановился в своем развитии, будучи привязан к канонизированному «священному писанию», и стал мертвым языком. Тем не менее он был понятен всем образованным людям древней Индии и облегчал культурные, связи между представителями различных народностей. Хотя санскрит в трех его исторически сменивших друг друга формах -ведийской, эпической и классической -был основным литературным языком древней Индии, существовала литература и на других языках. Огромна по объему и имеет немаловажное историко - литературное значение так называемая буддийская литература (каноническая религиозная литература, жизнеописание Будды, религиозно - философские трактаты). Она дошла до нас не только на санскрите, но и на языке пали, в основе которого лежал живой разговорный язык. Наряду с литературой на санскрите и пали известны произведения и на живых народных языках. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени надписи, а также некоторые художественные произведения на тамильском языке.

Отделенная от северной части страны высоким плоскогорьем и широкими реками, в силу многих исторических причин Южная Индия развивалась несколько обособленно. Тамилы, населяющие юго - восточную часть Индии, составляют здесь наиболее древнюю этническую общность. Первые произведения на тамильском языке появляются на рубеже н. эры, начало других дравидоязычных литератур -тел угу, малаяльской, каннада восходит к более позднему времени.

Таким образом, речь идет о нескольких литературах в древней Индии.

 

ещё по теме:

Иносказание и намек в Ведах
Индийские заклинания и заговоры
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Отражение исторических и философский событий в литературе Индии

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Отражение исторических, религиозных и философский событий в литературе ИндииБогатство и разнообразие литературы древней Индии »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии