Статьи  >>  Литература
От: Milina


Опубликовано: Декабрь 2, 2010

Отражение исторических, религиозных и философский событий в литературе Индии

   Культура следующей эпохи -II тыс. до н. э. находит отражение в Ведах.

В X -VII вв. до н. э. на территории Северной Индии стали появляться государственные объединения. Одним из древнейших государств было государство Бхаратов. К середине I тыс. до н. э. на территории Индии существовало несколько десятков рабовладельческих государств, среди которых возвышается Магадха. В IV в. до н. э., после похода Александра Македонского в Индию, один из вождей индийцев, восставших против греческих гарнизонов,-Чандрагупта подчинил Магадху и основал династию Маурьев, из которой вышел знаменитый покровитель и пропагандист буддизма -Ашока, власть которого распространялась на большую часть Индии.

Если в эпические времена открытое сражение было основным средством решения внешнеполитического конфликта, то позднее, когда в Индии утвердились рабовладельческие деспотии, правитель и его приближенные изыскивали другие способы для того, чтобы одержать верх над сильным соседом или опасным противником.

Среди таких «косвенных» средств было «искусство интриги» дипломатия, которая, судя по данным «Артхашастры» -«Науки политики», играла большую роль во внешней политике древнеиндийского государя.

Еще до утверждения династии Маурьев появляются в Индии идеологические течения, проповедующие равенство людей. Эти течения идут вразрез с распространенным в Северной Индии в середине I тыс. до н. э. религиозным учением -брахманизмом, который к этому времени постепенно вытесняет народные верования или частично впитывает их. Брахманизм освящал разделение людей на группы (варны), отличавшиеся по их положению в обществе, и закреплял сословное деление, в котором господствующая роль принадлежала высшим варнам -жреческой (брахманы) и военной (кшатрии) аристократии. Основная масса свободных общинников, занимавшихся земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей, была объединена в третью варну -вайшьев. Четвертую, «низшую» варну составляли шудры.

Учения, направленные против брахманизма, отражали отчасти борьбу за власть между отдельными группами знати, но главным образом явились выражением недовольства разоряемых и порабощаемых свободных общинников и протестом городских низов против жречества и военной аристократии. В VI -V вв. до н. э. возникают религиозные течения, оставившие большой след в истории культуры Индии,буддизм и джайнизм. До нашего времени дошел канон секты тхеравадинов на языке пали («Типитака») и фрагменты канонов других буддийских сект -частью в санскритских оригиналах, частью -в китайских и тибетских переводах. «Типитака» («Три корзины») включает три раздела: Виная - питака излагает правила поведения буддийских монахов; Сутта - питака содержит разнообразные прозаические итюэтические тексты; Абхидхам - мапитака представляет собой собрание сочинений, посвященных философским и этико - психологическим проблемам буддийского учения.

Буддизм рассматривает человеческое существование, как непрерывное страдание. Основателю религии царевичу Сиддхартхе из рода Шакьев, «осененному истиной»Будде, приписываются такие слова: «Святая истина о страдании, монахи, такова: рождение есть страдание, страсть есть страдание, недостижение желаемого есть страдание.., привязанность к земному есть страдание».

В этой связи основным в буддизме является учение о «четырех благородных истинах». Первая истина гласит, что существовать -значит страдать; вторая утверждает, что страдание имеет причину. Причина страдания -в желании, которое возрастает по мере его удовлетворения; третья истина устанавливает, что прекращение страданий возможно путем уничтожения желаний и, наконец, четвертая благородная истина буддизма говорит о пути избавления от желания и, следовательно, от страдания. Этим путем является «благой закон»», т. е. исполнение этических, заветов буддизма (праведная вера, праведная мысль, праведная речь, праведные действия, праведный способ добытия средств к существованию, праведные усилия, праведные воспоминания, праведное созерцание). Буддизм, уравнивая всех людей в страдании и спасении от него, провозгласил духовное равенство. Он не придавал значения варле, т. е. преимуществу брахмана перед кшатрием, кшатрия перед вайшьем и т. д., чем привлекал на свою сторону тех, кто находился на низших ступенях сословной лестницы древнеиндийского общества. Однако подлинной социальной сущностью буддизма было требование покорности перед угнетателями и примирение с действительностью. Проповедуя самоотречение, самосозерцание, непротивление злу, буддизм уводил людей от социальных вопросов, от борьбы за улучшение условий жизни. В дальнейшем своем развитии буддизм получил поддержку среди господствующего класса. Буддисты не подвергались преследованиям. Более того, вскоре буддизм стал наряду с брахманизмом официальной религией государств древней Индии. Особое место занимал буддизм в империи Маурьев: третий государь этой династии -Ашока принял буддизм и активно его поддерживал. С этого времени начинается распространение буддизма за пределы Индии (Цейлон, Бирма и другие страны Индокитая, острова Индонезии, Китай, Корея, Япония и др.).

Огромное значение имел буддизм в царстве Кушанов. При царе Канишке (I -II вв. н. э.) на четвертом буддийском соборе произошло начавшееся значительно ранее размежевание двух буддийских толков«махаяны» («большая колесница» или «широкий путь спасения») и «хинаяны» («малая колесница» или «узкий путь - спасения»). К VI -VII вв. число буддистов в Индии начинает значительно сокращаться, а к XI -XIII вв. буддизм почти полностью теряет свои позиции на своей родине.

Основателем джайнизма считается царевич Вардхамана Маха - вира, который, проведя в аскезе двенадцать лет, постиг истинное знание и, став «победителем»Джиной, поведал его людям. Учение Джины содержится в записанном на пракритах джайнском каноне, редакция которого по преданию была завершена в начале V века н. э. В своей основе джайнизм очень близок к буддизму. Однако у джайнов - нирвана не погашение (исчезновение) души, а ее освобождение, т.е. вступление в бесконечное блаженство. Джайны, кроме того, в отличие от буддистов, считают злом только дурную жизнь.

Путь спасения, открытый, по учению джайнов, Джиной состоит из «трех драгоценностей» (триратна): совершенная вера -вера в Джину, совершенное знание -знание учения Джины, совершенное поведение -исполнение правил, установленных Джиной. Для джайнизма характерна чрезвычайная строгость в соблюдении ахинсы, т. е неповреждение живых существ. Так, джайн должен закрывать рот повязкой, чтобы случайно .не проглотить какое - либо насекомое. В этой же связи джайнизм считает земледелие занятием низким, так как при возделывании поля можно умертвить червя или другое живое существо, обитающее в земле. Джайны придавали большое значение аскетизму. С давних времен джайнизм имел две ветви: дигамбары («одетые воздухом») и «шветамбары» («одетые в белое»).

В середине I тыс. до л. э. в Индии начинается формирование главных философских школ, одни из которых проповедовали материализм, другие -идеализм. В древнеиндийской философии материалисты назывались чарваками. Для обозначения материализма пользуются также словом «локаята». Древнеиндийские материалисты считали, что мир материален извечно и что единственным источником познания служит чувственное восприятие. Оно раскрывает только материальный мир, который состоит из четырех элементов: воздуха, огня, воды и земли. Они отрицали бессмертие души, а следовательно, и переселение душ.

 

   Огромное значение в раскрытии содержания философских систем древней Индии имеют Упанишады, которые явились основой оформления этих систем. До нас не дошла целостная система древнеиндийской материалистической философии, поэтому ее элементы приходится восстанавливать по текстам идеалистических философских школ, наставники которых в ходе полемики проливают свет на содержание учения своих оппонентов. Среди идеалистических систем древнеиндийской философии в первую очередь нужно назвать веданту, учение которой исходило из положения, что единственным источником познания является божественное откровение. Веданта утверждает, что единственная и подлинная реальность, вне которой ничего не существует -это Брахман -универсальный дух. В нем мир берет свое начало и в него возвращается. Принято говорить о шести ортодоксальных системах древнеиндийской философии, к которым кроме вышеназванной веданты относятся также йога, миманса, ньяя, вайшешика и санкхья.

В идеологической борьбе, которую вели между собой философские (и религиозные) школы и направления, развивается искусство красноречия, которое рождает и закрепляет новые художественно - словесные формы и жанры.

 

ещё по теме:

Иносказание и намек в Ведах
Индийские заклинания и заговоры
Ведийские гимны и обожествления
Веды - древнейшие памятники литературы
Изучение наследия индийской литературы
Богатство и разнообразие литературы древней Индии
Династия Гупт







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Литература Индии - введениеДинастия Гупт »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии