Статьи  >>  Костюм
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Переосмысление исторического русского костюма

   Л. Телегина использует гладкий лен с лавсаном для платьев рубашечного кроя с длинным рукавом. В качестве декоративного украшения она применяет мелкий цветочный узор ювелирно отточенных форм, который заполняет фигурную вставку на груди, завершает обшлага, окаймляет подол. Будучи заключена в своеобразную рамку-окантовку ярких цветов, орнаментальная вставка подчеркивает геометризм конструкции вещи, ее пропорциональные соотношения, одновременно создавая неожиданный декоративно-красочный эффект.

Интересно и неожиданно использовала в ансамбле костюма мотивы росписи народной игрушки Н. Аршавская. Мягкость живописно трактованных пятен-кругов, ритмов чередующихся цветочных полос, свойственных вятской игрушке, переселившись на костюм из сукна приобрели математическую точность очертаний. Жилеты, сарафаны, платья строились на ритмах широких и узких полос, подобранных по цветовому контрасту: желтые, зеленые, красные, синие и т. д. Каждый такой ансамбль выглядел очень красочно, ассоциировался со своим прообразом и в то же время сохранял черты современного модного направления.

 Переосмысление исторического русского костюма

Стремление к самостоятельности в поиске новых решений было характерно и для творчества Т. Кучинской. К созданию новой формы она пришла через переосмысление исторического русского костюма. Вместе с Т. Осмеркиной в 1966 году Кучинская создала ансамбль под девизом «Псковитянка» (пальто, головной убор, платье). Здесь употреблен новый, не бытовавший в то время в европейской моде силуэт, в основе которого проступила форма русской боярской одежды XVI века - кафтан с воротом-стойкой и головной убор «кичка».

Ярко выраженное национальное своеобразие

Для пальто художницы выбрали синтетическую ткань «Космос» с эффектом «клоке» нежно-серебристого цвета. В основных чертах крой повторял кафтанный: отрезное чуть ниже талии платье с рукавом- реглан, расширенное книзу, было отделано голубой норкой по воротнику и на манжетах. Как и в старинной одежде, где сочетались простота кроя с декоративностью и дороговизной деталей, художницы в своей модели использовали жемчужные пуговицы, а шапочку расшили шелком и жемчугом.

Стремление сплавить воедино национальные традиции с сегодняшней модой прослеживается в работе Домов моделей различных республик. У одних эти сложные задачи решаются более, у других менее удачно.

В творческих работах литовских художников костюма почти всегда ощутимы национальные черты: то в отдельных элементах кроя, то в своеобразии отделки и украшений, то в смягченных оттенках колорита. Пожалуй, наиболее целеустремленно и успешно разрабатывала традиции литовского национального костюма в современной одежде художница Вильнюсского Дома моделей И. Горвайшене. В зависимости от назначения платья возникала его конструкция и оформление: для будничного - легкий узор вышивки, для эстрадного - крупные металлические украшения: серебряная сакта и серьги.

Ярко выраженное национальное своеобразие работ художников Вильнюсского Дома моделей не мешало поискам новых форм, остросовременных решений. Прежде всего это относится к творчеству главного художника М. Радуто. Большинству его моделей свойственны неожиданно новые выразительные линии, умелый подбор фактур и цвета материалов.

самобытный крой русского костюма  

В основу был положен самобытный крой русского костюма прямого рубашечного и сарафанного силуэта с завышенной талией. Художественный акцент каждого платья заключался в модной интерпретации яркого декоративного узора, характерного для ивановских ситцев и сатинов. Для сарафанного кроя моделей художники использовали узор крупных цветочных форм, который дополнялся более дробным и мелким орнаментом оборок на груди и подоле. Коллекция этих модных, но в то же время оригинальных моделей не имела аналогий в европейском костюме. Она заявила о себе как о действительно русской моде - современной, высокопрофессиональной, взявшей от народного костюма его декоративную красочность, принципы и приемы кроя. Талант и профессиональное мастерство советских художников были высоко оценены за рубежом.

Отныне работа над моделированием одежды из традиционных для России ситцев и сатинов стала программной у модельеров РСФСР, в ней особенно четко выявилась самобытная национальная линия костюма. Так, например, для Международной выставки одежды в Москве (1967) художница Е. Иванова создала модель прямого сарафана на бретелях из льна малинового цвета. Его грудь закрыта широкой оборкой с яркой цветочной аппликацией, и он живо ассоциируется с формой душегрейки, являясь ее вольной интерпретацией. Модель в целом построена на эффектном сочетании глади ткани с живописной праздничностью и пластической выразительностью линии оборки.

К этому типу костюма следует отнести серию работ Л. Телегиной (1967). Узорочье ивановских ситцев нашло здесь несколько иное толкование. В рассмотренных ранее моделях для экспорта был важен сам характер узора, его форма, красочность, декоративность.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Костюм в СССР, моделирование одеждыСовесткий костюм (продолжение) 1960-1970 годы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии