Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 18, 2010

Советская рекламная графика и рекламный плакат за рубежом и в стране

Параллельно с изменением художественного языка прикладной графики в целом идет развитие приемов и тактики рекламы. Это было обусловлено расширением внешнего и внутреннего рынка, усовершенствованием в организации торговли (магазины самообслуживания, автоматы и т. д.), развитием туризма, участием нашей страны в многочисленных международных выставках. Современная реклама требует дифференцированного подхода к ее созданию. На организованной в 1962 году в Москве выставке «Реклама и упаковка в социалистических странах» художники познакомились с новейшими достижениями в этой области.

За рубежом советская реклама в основном представлена художниками Внешторгиздата, «Интуриста», журнала «Советский экспорт», где успешно работают В. Асерьянц, А. Крюков, Н. Литвинов, Г. Никитина, Г. Раков, И. Савицкий, М. Шварцман, А. Шторх и многие другие.

В рекламном плакате наиболее ярко выражены два типа художественных решений. Издания «Интуриста», рекламные серии Аэрофлота часто построены на цветной документальной фотографии, запечатлевшей привлекательные пейзажи нашей страны, архитектуру старинных городов, изделия народных промыслов и т. д. Одним из удачных и оригинальных образцов применения фотомонтажа может служить плакат «Ту-124 - жемчужина советской гражданской авиации» (художник В. Асерьянц, 1964), где эффект достигается необычным масштабным соотношением графических компонентов - на фоне огромной раскрытой раковины крошечный силуэт самолета и шрифт как след его стремительного полета.

   Работы Внешторгиздата, стиль которых во многом выражают торговые и выставочные плакаты художников Л. Королева и Г. Комсы. Рекламу различных отраслей промышленности эти авторы строят на четкой, конструктивной геометрии, крупных деталях, локальном цвете. Композиции таких плакатов, как «Станко-импорт. Станки. Инструмент. Прессы. Подшипники», «Машприборинторг» (Л. Королев), «Химия-60», «Техснабэкспорт», «Инлегмаш-70» (Г. Комса), построены на весьма устойчивой схеме: белый (или черный) фон, на котором из отдельных графических элементов различных цветов (квадратов, стрелок, шестеренок, реторт ит. п.) «набрана» крупная геометрическая форма.

Общий уровень советской рекламной графики

Общий уровень советской рекламной графики для экспорта к концу 60-х годов заметно вырос.

Большая часть изданий виртуозно исполнена, нарядна, композиционно безупречна. Однако и в плакатах и в самом распространенном виде печатной продукции - каталогах, буклетах, проспектах, объявлениях - можно подметить некоторое однообразие. Даже фотография часто используется пассивно, ее специфические возможности, начиная от неожиданного ракурса и крупного плана и кончая новейшими техническими приемами, реализуются лишь в редких случаях.

К числу наиболее интересных решений следует отнести ряд рекламных листов в журнале «Советский экспорт». Выразительна реклама оборудования ирригационных сооружений - фотография ковша мощного экскаватора, несущего зеленый стебелек растения, как символ техники, дающей: земле жизнь (Н.Калинин, 1968). Все чаще начинает применяться такой сложный жанр фоторекламы, как постановочный натюрморт, требующий от исполнителя большого вкуса и технического мастерства.

   Приемом выполнена изящная реклама хрусталя - бокалы, сфотографированные в аквариуме с золотыми рыбками (М. Аникст и Л. Мороз, 1969). Также выразительно передает специфику изделия реклама оборудования для переработки пластмасс, где изображения свободно расположенных, ярких, разноцветных шариков, гранул и других видов пластмассового сырья образуют эффектную и красочную композицию (Л. Кулагин, А. Троянкер, В. Черниевский, 1969).

С большой выдумкой сделаны каталоги «Международная книга» и «Союзплодоимпорт» (А. Петухов, Д. Петров, 1970), решенные приемом цветной фотографии натюрмортов, составленных из различных изделий, предлагаемых на экспорт. Лаконична и красива обложка выпущенного «Прод-инторгом» рекламного проспекта «Дичь» (В. Павленко, 1970) - два летящих перышка на черном фоне. К перечисленным изданиям примыкают удачные образцы печатной рекламы, обращающиеся внутри страны. Например, в проспекте Сестрорецкого завода чеканки (Л. Ягур и М. Мамин) фотографии старинных монет и медалей, разбросанные по черному полю, в сочетании со штриховым рисунком придают изображению легкий оттенок стилизации, хорошо гармонирующий с темой этого проспекта. В более современном духе решено оформление каталога выставки «Химия в быту» (В. Кейдан, Б. Кузнецов, О. Цесарский, 1969). Продуманное соотношение цветной фотографии и текста образует ясную, четко построенную композицию, прекрасно выполняющую свою информационную функцию.

Советская рекламная графика и рекламный плакат за рубежом и в стране  

Другой характерный рекламный прием, который часто используется в технических проспектах, - изображение конкретной машины или прибора в действии.

Рекламируя, например, зерноочистительные сепараторы, художники Внешторгиздата передают процесс очистки зерна путем градации цвета от темного к светлому, а в рекламе всасывающих фильтров принцип их работы показывают в сочетании фотографии фильтра и линейной композиции, вызывающей ассоциации с ритмом его движения.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Графика в СССР, - стилизация в духе народного творчестваАфиши и плакаты в СССР в 60-е годы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии