Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 18, 2010

Графика в СССР - стилизация в духе народного творчества (продолжение)

   Процесс перестройки методов работы характерен для развития украинской прикладной графики. До 60-х годов здесь преобладал украшательский подход, причем особенно широко использовалась национальная орнаментика, выдержанная в яркой цветовой гамме, иногда переходящей в неприятную пестроту.

В 60-е годы значительно возросшее мастерство украинских художников и новые тенденции, определяющие развитие их творчества по пути функционально оправданных решений, привели к созданию ряда удачных произведений, в частности товарных знаков.

Особым образным строем и ярко выраженным национальным своеобразием отличается прикладная графика Грузинской ССР. В 60-е годы художниками отдела промышленной графики грузинского филиала ВНИИТЭ был разработан для различных предприятий ряд хороших образцов рекламных листов, проспектов, упаковки, товарных знаков. Особенно удачны плакаты и проспекты художников А. Сарчимелидзе и Л. Курдиани, рекламирующие знаменитые грузинские вина и коньяки. Самобытный характер их оформления сказывается и в благородной сдержанности колористического решения, построенного па сочетании немногих насыщенных цветов, и в удачном использовании грузинского шрифта, обладающего большой декоративной выразительностью.

В отделе промграфики Армянского филиала ВНИИТЭ также создается ряд образцов упаковок, рекламных листов, товарных знаков, широко внедряемых в промышленность республики.

Большинство этих образцов отличается своеобразным национальным колоритом, вносящим в современные формы изделий особое художественное звучание. И здесь интересно используются декоративные возможности армянского шрифта.

   При разнообразии национальных особенностей и темпов развития прикладной графики в различных республиках 60-е годы всюду были периодом поиска, когда еще трудно говорить о вполне сложившихся методах. С одной стороны, продолжает жить традиция художников, основное свое внимание уделяющих выразительности и образности рисунка. Их работы часто сделаны с большим изяществом и вкусом, но, как правило, ограничиваются чисто декоративными целями. С другой стороны, появляется художник-конструктор, который в процессе проектирования принимает во внимание многие факторы: общую рекламную задачу, соотношение текста и графики, точность и новизну информации, обращенность к конкретному потребителю и т. д. Здесь графическое решение возникает в результате строгого анализа и учета разнообразных требований - психологических, социальных, технологических.

Профессиональное владение принципами конструктивной графики при построении, казалось бы, простых композиций из нескольких геометрических фигур и текста требует тонкого чувства пропорций, колорита, ритма и т. п. Однако ни опыт прикладной графики предшествующих лет, ни система художественного образования не давали художнику соответствующих знаний. Поэтому не случайно, что на первых порах функционально-конструктивное мышление часто подменялось формальным усвоением некоторых чисто внешних элементов. В массовой продукции довольно скоро начали складываться штампы упрощенных решений; необходимость глубокой, внутренней переориентировки обернулась бедностью и скованностью приемов.

Как реакция на однообразие таких решений все чаще проявляется стремление к сложному, «живому» рисунку, многоцветным изобразительным композициям.

   К концу 60-х годов многие художники стали увлекаться стилизацией в духе народного творчества или искусства различных исторических эпох, начиная с древнерусской живописи и кончая русским или зарубежным «модерном» начала XX века.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Образцы прикладной графики в 60-х годах художников Советской ПрибалтикиСоветская рекламная графика и рекламный плакат за рубежом и в стране »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии