Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 17, 2010

Выставочные павильоны - Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение)

   Поэтической концовкой темы оказался сложенный из блоков стекла, сияющий чистыми глубокими красками витраж «Цветы» (художник К. И. Моркунас).

Показ культуры и искусства был построен как цепь эпизодов единого впечатляющего зрелища. Из мира древней иконописи, декоративного и народного искусства - в мир балета с крупными вращающимися фотографиями, сложно изогнутыми в согласии с движениями изображенных на них балерин, дальше - в мир театра, в цветной свет софитов, к костюмам, отражающимся в зеркалах. А за ним - цирк: лица О. Попова и Ю. Никулина на вращающихся кубах, смешные зонтики и шары на канатах, сходящихся к центру. Затем живопись, музыка, литература, кино. И каждый раз это был не отчет обо всем, чем знаменит тот или иной вид искусства, а несколько точных поэтических образов, в своей совокупности помогающих понять красоту и самобытность творчества советских мастеров.

Стенды с экспонатами в одном из залов павильона «Сибирь». 1954 год.

Стенды с экспонатами в одном из залов павильона «Сибирь». 1954 год.

В разделах, посвященных Сибири и Дальнему Востоку, науке и космическим исследованиям, был использован тот же принцип. Основные элементы композиции были здесь немногочисленны, предельно укрупнены и обобщены. Это экспонаты нового типа - огромные эффектные макеты-диорамы с работающими механизмами, движущимися судами, горящими огнями, плещущейся водой, над которыми встают высокие «деревья», краны, опоры электропередач, мачты кораблей. В разделе «Наука» можно было видеть как бы парящие в беспредельной пустоте сложные космические аппараты. Все это вместе с кинохроникой и цветными диапозитивами сливалось в единую художественную структуру, выражающую мощь страны.

Системы образов экспозиции были отнюдь не статичны, в них ощущалось внутреннее эмоциональное и смысловое развитие. В Ленинском зале - это динамика фильмов, находившая отклик в меняющемся освещении фотопанорам, волнующейся поверхности воды в центральном бассейне. В разделе «Творческое развитие личности» эволюция темы определялась самим возмужанием человека, его путем от детства к зрелости. Рассказ о культуре и искусстве авторы начали с декоративного искусства, балета и цирка, ошеломлявших своей красочностью, яркой зрелищностыо. Затем - переход к музыке с ее иной выразительностью, далее - к печатному слову с его спецификой, а затем - снова возвращение к зрелищности, но уже в другой ее разновидности, характерной для кинематографа. Динамика экспозиции, посвященной Сибири и Дальнему Востоку, так же как и теме науки, была иного порядка. Здесь менялся цвет: от летних красок - к золотистым осенним тонам, затем - к холодному убранству зимы и, наконец, - к черно-синей гамме космоса. Словом, идея движения осуществлялась не только в рамках отдельных экспонатов, по и определяла построение целых разделов, логику их чередования, становясь одним из основных лейтмотивов всего этого ансамбля.

Двадцать пять лет развития советского экспозиционного ансамбля в послевоенные годы были временем, когда он стал одним из важных видов декоративного искусства. Высокая идейность, яркая образность, занимательность, познавательный характер сделали искусство экспозиции необходимым для множества людей, создали ему подлинную популярность. Эта область творчества ныне обладает разработанной системой художественных принципов и приемов, художественными кадрами и мощной технической базой. Найдя и отшлифовав собственные средства выразительности, умело синтезируя возможности других искусств, экспозиционный ансамбль сумел утвердить свою самостоятельную идейно-художественную ценность в сфере социалистической культуры.

 







Скрыть комментарии (1)

Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Выставочные павильоны - Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение)"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Экспозиционное искусство в СССР 60-е - 70-е годыПрикладная, промышленная графика в послевоенные годы в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии