Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 17, 2010

Экспозиционное искусство в СССР 60-е - 70-е годы

   Основная композиционная идея выставочного ансамбля была подсказана главной темой и содержанием важнейших разделов, которые в свою очередь очень полно отвечали девизу ЭКСПО-70: «Прогресс и гармония для человечества». Главная тема была связана со 100-летним юбилеем В. И. Ленина, раскрываемая в Ленинском зале и других основных разделах - «Гармоническое развитие личности», «Культура и искусство», «Освоение Сибири и Дальнего Востока» и, наконец, «Наука и космические исследования».

Экспозиционное искусство в СССР 60-е - 70-е годы

Вид Всемирной выставки искусств и техники в Париже. 1937. 

Ленинский зал открывал показ и, пронизывая здание на всю его высоту, превращался (не только по смыслу, но и композиционно) в центр всех трех этажей, отведенных основным разделам. Эту роль подчеркивала главная декоративная установка - динамический по форме пилон, поднимающийся высоко вверх и становящийся доминантой на каждом из ярусов павильона. Начав с ленинской темы, авторы вновь и вновь возвращали нас к ней в дальнейшем: на втором и третьем этажах маршрут приводил к круглому проему, через который был виден Ленинский зал и его центральная установка. Это возвращение к главной теме не только ярче раскрывало идейную суть ансамбля, по и было примечательно как своеобразный композиционный прием, подобный рефрену в музыке.

Нарастание высоты внутреннего пространства также вытекало из содержания экспозиции. Материал и эмоциональная атмосфера первых разделов («Гармоническое развитие личности», «Культура и искусство») требовали камерности, и потому высоты здесь не достигали больше 6-10 метров. Они увеличивались на третьем этаже в разделе Сибири и Дальнего Востока, где нужно было передать ощущение особого размаха и простора, и, наконец, раздел «Наука и космические исследования» помещался в той части здания, где кровля резко уходила вверх, в полутьму, наводя на мысль о беспредельности космоса.

Содержание, воплощенное в эмоционально-образной структуре ансамбля, формировало пространственную композицию, а та в свою очередь определяла архитектуру интерьера.

В общем замысле можно различить черты, принадлежащие определенному этапу развития экспозиционного искусства и особенностям творческой манеры главного художника советского павильона на ЭКСПО-70 К. И. Рождественского. Так, идея развития ансамбля на нескольких расположенных один над другим уровнях в принципе утвердилась еще на ЭКСПО-67 и до сих пор не утратила своей притягательности. Иное дело - принцип решения Ленинского зала. Прообраз такого центрального пространства, пронизывающего несколько этажей и объединяющего вокруг себя остальные части ансамбля, можно было увидеть на спроектированной К. И. Рождественским нью-йоркской выставке 1959 года. Ему же принадлежит и идея «главного экспоната», который не только первым встречал у входа, но и сопровождал зрителя, почти на всем пути привлекая к себе внимание. Таким «главным экспонатом», подлинным идейно-художественным стержнем ансамбля была в Париже (1961) знаменитая стрела с космонавтом. В Осаке ту же идейно-композиционную роль играла совсем иначе решенная декоративная установка - огромный красно-белый пилон Ленинского зала, как бы хранящий отзвук агитмассового искусства первых лет Октября. Есть здесь и третья важная особенность: в Осаке, как и в Париже, К. И. Рождественский резко и смело сопоставляет два элемента, полярных по способу выражения: пилон с его ассоциативно-символическим воздействием и укрепленный на нем экран, где постоянно демонстрируется документальный фильм «Живой Ленин». Символ вновь непосредственно сочетался с документом!

Необходимо подчеркнуть, что речь идет отнюдь не о варьировании однажды найденного приема, но об устойчивости важнейших творческих принципов, составляющих сердцевину личной манеры художника, его яркой индивидуальности.

Основу концепции советского павильона в Осаке составил отказ от традиционного членения па многочисленные разделы, стремление выразить содержание в нескольких главных темах - обобщенно-синтетических и вместе с тем вполне конкретных. Авторы не прибегали к подробным и длинным текстам, к обильному показу станков, машин и даров природы, избегая всего того, что примелькалось на международных выставках. Суть достижений пашей страны была выражена в сравнительно немногих, но ярких и содержательных образах с помощью экспонатов, выполненных по законам искусства экспозиционного ансамбля.

Экспозиционное искусство в СССР 60-е - 70-е годы  

В Ленинском зале эту роль играла центральная установка и две необычные многоплановые фотопанорамы - «Петроград» и «Москва». На вмонтированных в них экранах можно было увидеть кинокадры, посвященные Ленину и Октябрьской революции. Одновременно с этим меняющаяся цветовая подсветка панорам и звуковое сопровождение передавали ощущение ночи, рассвета или дня, создавая эмоциональный фон, созвучный основной теме зала.

В единую смысловую систему образов оказалась облечена и тема «Гармоническое развитие человека». От детства, переданного через рисунки ребят, их игрушки, сказки (очень красивый и необычный стенд сказок создан мастерами Прибалтики по проекту художника И. Тышко), - к годам учения, о которых говорили модели и фильмы о школе; далее - к студенческой поре со свойственными ей раздумьями о профессиях будущего - так рассказывалось о пути молодого человека.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Советский павильон на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в Осака (Япония)Выставочные павильоны - Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии