Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 17, 2010

Павильон СССР на ЭКСПО-67 в Монреале (продолжение)

Проблема взаимоотношения экспозиции с архитектурой

   Нижний этаж отводился под экспозицию лишь в передней части павильона (задняя была частично занята кинозалом). Третий этан представлял собой относительно небольшие стреловидные хоры, своими стремительными очертаниями ассоциирующиеся с демонстрируемыми здесь самолетами и космическими аппаратами. Второй этаж - самый обширный, к нему примыкали небольшие промежуточные хоры, расположенные ниже третьего этажа. Подобное построение предполагало постепенное раскрытие экспозиции сначала на среднем этаже, потом - на верхнем и, наконец, нижнем. Правда, маршрут не фиксировался в пределах каждого уровня, и сама их последовательность могла быть иной, однако кратчайший путь выглядел именно таким. Трудно сказать, насколько перспективной оказалась подобная композиция. Во всяком случае, она позволяла развивать ансамбль по этапам в пределах одного большого зала, оправдывала и подкрепляла тематическое членение материала на три уровня и позволяла взглянуть на некоторые части экспозиции сверху. Вместе с тем деление па уровни, особенно в пределах второго и третьего этажей, где введены два яруса хор, в общем, усложняло пространство и в конечном итоге не способствовало ясности целого.

Павильон СССР на ЭКСПО-67 в Монреале  

Как и обычно в работах, возглавляемых Р. Кликсом, здесь был использован прием выделения акцентов в каждом из наиболее значительных разделов экспозиции. Общим для всех этих узловых точек являлся их довольно крупный масштаб. Таковы уже упомянутый декоративный комплекс второго этажа, венчавший раздел промышленности; динамическая световая конструкция, демонстрирующая достижения физики; кинозал «Космос», гигантская чечевица которого была видна сквозь стекло фасада, интригуя зрителя еще перед входом в павильон; помещенные в разделе «Проблемы морей и океанов» гипотетическая модель термоядерного реактора будущего, бассейн с живыми рыбами, большие диапозитивы и другие интересные экспонаты.

В оформлении разделов павильона были использованы достижения нашего выставочного искусства. В лучших работах авторы переосмыслили и развили самое прогрессивное в коллективном опыте искусства экспозиционного ансамбля. Таковы эффектный показ оптики (В. Дубанов), оригинальный многогранный объем, где размещался раздел «Театр» (И. Языков); структура из огромных цветных диапозитивов в разделе «Искусство» (И. Языков); смело скомпонованные пилоны с изображениями зданий и планы-схемы, исполненные в виде витражей («Архитектура», А. Немлихер); таковы острые по форме стенды в разделах «Медицина» (И. Языков) и «Космос» (Р. Клике, В. Макаревич, О. Ломако, В. Воропаев).

В Монреале вновь встала проблема взаимоотношения экспозиции с архитектурой. Дело в том, что, начиная с парижской выставки 1937 года, советские павильоны за рубежом строились как своего рода показательные сооружения, демонстрировавшие творческую направленность, совершенство художественного и строительного решений. Подобная задача превращала сам павильон в своеобразный экспонат, придавала ему относительную независимость от экспозиции, заставляя ее вмещаться в рамки, обусловленные архитектурой. Даже павильон на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), призванный демонстрировать торжество новых тенденций в архитектуре, одной из которых являлась идея функциональности, был спроектирован без учета нужд экспозиции. Самое основное его свойство - прозрачность стен, сквозь которые потоками лился дневной свет - недостаточно отвечало требованиям современного экспозиционного дела.

Павильон СССР в Монреале был решен как здание с почти круговым остеклением и вновь проектировался как самодовлеющий гигантский экспонат. Такой подход довольно часто встречается на всемирных выставках, его применяют многие страны, хотя это и осложняет создание совершенных экспозиционных комплексов. В частности, чтобы сообразовать советскую экспозицию в Монреале с уже заданными архитектурными условиями, пришлось завесить часть стеклянной степы. Кроме того, сам павильон все же недостаточно выделялся среди окружающей застройки, привлекая внимание скорее внушительными размерами, нежели выразительностью облика. Между тем последнее становится крайне важным на огромных Всемирных выставках, где совершенно необходимо еще издали заинтересовать, заинтриговать посетителя особенностями внешнего вида сооружения.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Павильон СССР на ЭКСПО-67 в МонреалеСоветский павильон на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в Осака (Япония) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии