Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 17, 2010

Музейные и выставочные ансамбли 60-х годов в СССР (продолжение)

Иной интонационный строй отличает Музей янтаря в Паланге (сценарий П. Гудинас, архитектор Ю. Масальские, художник Р. Будрис). Над несовременной научной добросовестностью, увлекательной занимательностью, которые отличают этот ансамбль, берет верх поэтичность. 

 Сияние камней в лучах света, краски витража, музыка, поэтическая декламация, связанные с темой легенд о янтаре, дают зрителю больше, чем просто сумму научных и этнографических сведений, открывая ему душу литовской культуры.

Важная особенность наших музеев - создание ощущения времени, хода истории. Об этом писал и говорил руководитель экспериментальной студии «Сенеж» Е. Розенблюм. Идея переходов во времени интересно воплощена в проекте Музея истории Киргизии, выполненном под его руководством в этой студии. Отдельные залы, посвященные каждый своей теме, зрительно связаны множеством проемов в одну структуру. Благодаря этому, осматривая один зал, разбираясь в одной теме, посетитель видит главные экспонаты других-частей ансамбля. Глядя на «настоящее», он видит через него «прошлое», а обернувшись, может смотреть в «будущее». Так художники подчеркивают связь времен, настраивают зрителя на постоянные сопоставления исторических эпох.

Специфичность выразительных средств может быть вызвана особенностями среды, в которых заключен музейный ансамбль. Располагая экспозицию в залах Тракайского замка, Ю. Масальские и В. Заранка стремились не заслонить древней архитектуры, спорить с нею. Главное для них - сам памятник зодчества, пространство его интерьеров, цвет и фактура стен, свет стилизованной под старину железной люстры. Своеобразное оформление как бы бесплотно и достигается с помощью почти неощутимого стекла витрин, черных постаментов, белого фона щитов. Особая выразительность этого приема сродни тем эффектам, которые применяют итальянские мастера в экспозиционных ансамблях, расположенных в древних зданиях.

Иногда художник стремится сделать экспозицию равной по силе звучания тому старому интерьеру, в котором она располагается. Так сделано в Музее А. С. Пушкина в Москве. Экспозиция здесь выполнена в виде особых пластических элементов, несколько напоминающих выгородки, и расположена в неизмененных залах ампирного особняка. Старый интерьер пушкинских времен использован как «естественная» среда, с которой то гармонично, то контрастно сопоставляется «островная» экспозиция. Особенность здесь в том, что оформление как бы «вживается» в готовый интерьер, составляя с ним единый ансамбль.

Существует еще одна разновидность музеев, ансамбли которых тоже определяются старой, существовавшей еще до экспозиции средой. Речь идет о музеях - памятниках архитектуры и мемориальных музеях. В конце 50-х - 60-х годах их открылось довольно много. К их числу относятся: возрожденные дворец в Павловске и Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец в Пушкине под Ленинградом; Мироваренная палата Московского Кремля; перевезенные из разных мест архитектурные памятники в Коломенском, в Кингах, в костромском Ипатьевском монастыре, Суздальском кремле, создаваемые этнопарки в окрестностях Архангельска, Ленинграда и Таллинна, музеи-квартиры Луначарского и Горького в Москве, Дом-музей А. Н. Островского в Щелыкове, Музей Чюрлениса в Друскининкае, Музей А. Грина в Феодосии и многие другие. Все они с точки зрения экспозиционного искусства не выходят за традиционные рамки данного типа музеев, рассмотренного выше, и отличаются от своих предшественников лишь тем, что сейчас старую среду, как правило, приходится воссоздавать в первоначальном виде.

Важное политическое и общественное значение имеют историко-революционные мемориальные музеи. Они чрезвычайно разнообразны. Ленинградцы создали, например, музей, расположенный на крейсере «Аврора» (художник А. Яковлев с бригадой), а сибиряки восстановили с той же целью пароход «Св. Николай», на котором в свое время плыл В. И. Ленин.

Мемориальные музеи, посвященные В. И. Ленину

Особую ценность представляют мемориальные музеи, посвященные В. И. Ленину: музей-усадьба в Горках, кабинет в Кремле, дома в Ульяновске, Казанский университет, дом в Подольске, Разлив, ряд мемориальных мест в Ленинграде, Красноярске, Куйбышеве, деревнях Кокушкино (бывш. Казанской губернии), Алакаевка (бывш. Самарской губернии) и другие ансамбли. Самым грандиозным из них является мемориальный музей-заповедник «Сибирская ссылка В. И. Ленина» в Шушенском, открытый в апреле 1970 года. Пожалуй, нигде в нашей стране еще не восстанавливалась целая часть старого русского села - 30 усадеб, составляющих Большую улицу прежнего Шушенского. В их число входят дома, где жил Ленин, соседние избы, дом лавочника Урбана, кабак, волостное управление с тюрьмой во дворе, сараи, амбары, колодцы, заборы из тяжелых темных бревен. Внутри воссоздана обстановка конца XIX века. Все это вместе дает непередаваемое ощущение целого куска русской дореволюционной жизни, быта сибирских крестьян, а главное, позволяет почувствовать реальную среду, окружавшую Ленина в ссылке. Словом, музей-заповедник в Шушенском необычайно разносторонен и активен с точки зрения той информации, которую получает здесь зритель. В ней органически сочетаются многочисленные сведения историко-политического, мемориального, этнографического и историко-художественного характера.







Скрыть комментарии (1)

Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Музейные и выставочные ансамбли 60-х годов в СССР (продолжение)"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Музейные и выставочные ансамбли 60-х годов в СССР (продолжение)Павильон СССР на ЭКСПО-67 в Монреале »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии