Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 17, 2010

Музейные и выставочные ансамбли 60-х годов в СССР (продолжение)

   В музеях, как и вообще в экспозиционном ансамбле 60-х годов, охотно используется свет как важное выразительное средство: он выделяет композиционные центры, создает нужную эмоциональную атмосферу, строит пространство - слоном, выполняет все те свои функции, о которых говорилось выше. Лучи прожекторов, как маленькие солнца, освещают древнюю керамику Грузии, произведения искусства Египта эпохи фараонов и современную литовскую скульптуру, образуя среду, в которой эти вещи наиболее выразительны (зал Египта в ГМИИ, художник В. Ф. Деуль, 1968; галерея монументальной скульптуры и витража в Каунасе). Помимо этой своей роли сияющая лента витрины в темпом зале может «вести» зрителя, неназойливо, но активно обозначая направление осмотра (Историко-этнографический музей в Вильнюсе).

Резкий контраст света и мрака в сочетании с нависающими над головой массивными кубами софитов помогает создать гнетущее ощущение в зале «Рига в период оккупации во время Великой Отечественной войны» (Государственный музей истории Риги, художник А. А. Крамарев).

Не всегда то, что было найдено и опробовано на выставках, быстро перекочевывает в музеи.

Радио и телекомментарий были предусмотрены в проекте Музея В. И. Ленина в Ташкенте. Однако там технические средства полностью не автоматизированы, а включаются экскурсоводом. Видимо, меняющаяся, сама себя демонстрирующая экспозиция для наших музеев еще дело будущего. Этот прием пока не получил распространения и на наших выставках, он применяется там лишь в отдельных разделах и стендах.

Сходство экспозиций музеев и выставок ощутимо не только в наиболее общих принципах, но и в конкретных особенностях, в частности в формах оборудования. Здесь, как и всегда, авторы используют опыт архитектуры и мебели, применяя характерную для них тектонику. «Тяжелый» верх витрин опирается па «тонкие» стержни, в монолит сплошного пилона врезается неощутимо прозрачный блок стекла, над головой посетителя на тонких проволоках подвешиваются зрительно массивные кубы софитов (Краеведческий музей в Полтаве, Государственный музей истории Риги). При этом и на выставках и в музеях происходит известная эволюция форм оборудования. В начале 60-х годов больше ощутима каркасность. Авторы охотно оперируют металлом, всякого рода блестящими или черными стойками. Здесь больше рациональности, техничности, есть некоторая суховатость, экономность средств. К концу 60-х годов художники более охотно обращаются к встроенным в стену витринам, настенным щитам и конструкциям из плоскостей, стремясь подчеркнуть уже массивность, пластику оборудования. Эти новые особенности не вполне определились, как и многое в искусстве, которое находится в становлении, однако они все-таки заметны и, несомненно, связаны с общими тенденциями развития советской художественной культуры.

Помимо выразительных средств, общих для всего экспозиционного ансамбля, есть приемы, характерные лишь для музеев. Они нередко связаны с их специфическим интонационным строем, созвучным возвышенно-героическому содержанию. Подчеркнутая приподнятость и пафос показа кажутся здесь не только вполне обоснованными, но и просто необходимыми. Один из таких ансамблей - Музей Пискаревского кладбища в Ленинграде.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Музейные и выставочные ансамбли 60-х годов в СССР (продолжение)Музейные и выставочные ансамбли 60-х годов в СССР (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии