Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 17, 2010

Выставочные ансамбли 60-х годов в СССР (продолжение)

   Бурное развитие выставок, их колоссальный размах заслоняют в 60-е годы эволюцию музейных ансамблей. Однако и здесь развитие не приостанавливается, следуя за общим прогрессом выставок и, особенно в последние годы, обнаруживая не менее яркие и оригинальные черты.

Элементы нового, внесенные ленинградскими художниками в их музейных работах начала 50-х годов, способствовали созданию музеев современного типа. На их становление помимо собственной традиции и зарубежного опыта не могли не влиять успехи выставочного дела. Его воздействие столь сильно, что многие принципы и творческие приемы, впервые родившиеся на выставках, в переосмысленном виде используются и в музеях.

Выставочные ансамбли 60-х годов в СССР  

Это прежде всего новое понимание показа, стремление к его театрализации, к специфической образности, присущей именно экспозиционному ансамблю как синтетической области декоративного искусства.

Немало общего есть и в области выразительных средств. В музеях 60-х годов, как и на выставках, используются оба вида пространственной композиции: интегральный и основанный на жестком расчленении. Примерами первого рода могут служить лишь те музеи, которые получили новые здания (Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге, Музей В. И. Ленина в Ташкенте, Музей Великой Отечественной войны в Минске и некоторые другие). Однако бывает так, что и новое здание с самого начала разбивается па залы, как в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве и Краеведческом музее в Нальчике. Что же касается подавляющего большинства новых музейных ансамблей, то они располагаются в старых зданиях, состоящих из анфилады помещений, где естественно используется расчлененная пространственная композиция. Она во многом традиционна и воспринимается как особенность музеев.

Авторы нередко открывают экспозицию мощным акцентом, символически выражающим идейно-образную основу ансамбля. В Центральном музее Вооруженных Сил эту роль выполняет монументальный комплекс: скульптурная голова Ленина и мозаика, посвященная победе в Великой Отечественной войне (скульптор В. Цигаль, художник Ю. Королев). Эти произведения расположены так, что маршрут осмотра не только начинается с них, по и в дальнейшем несколько раз выводит к ним зрителя, как бы подчеркивая центральную роль этой композиции. «Девиз» есть ив Музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге (мозаика, посвященная космонавтам, и барельефы ученых).

Центрами музейного ансамбля или средством, помогающим раскрыть сущность экспонатов, часто бывают большие настенные панно (мозаичные, живописные или выполненные в своеобразной монументальной графике). Как и на выставках, они то символичны (музей «Бородино»), то более жанровый (Краеведческий музей в Полтаве), а иногда почти информационный - копии наскальных росписей на Археологической выставке в Музее Грузии или декоративная композиция, показывающая происхождение земли (Латвийский государственный музей природы, Рига, художник А. Крамарев). В музеях Украины (как, впрочем, и на выставках) в подобной ситуации часто используется витраж (Киев, Музей истории Дарпицкого района, 1967, автор П. Осиюк; музей в Запорожье, 1966, авторы А. Домнич, В. Рыжих, О. Ман-желей).

От выставки «Героическая оборона Ленинграда» к выставкам второй половины 50-х-60-х годов и далее к музеям этих лет продолжается традиция крупных «неинтерьерных» экспонатов, которым, кажется, тесно в закрытых помещениях.

Резкая контрастность размеров создает напряженность атмосферы ансамбля, которая но воле художника поддерживает смысловую напряженность, диктуемую содержанием (обломок фашистского самолета в зале, посвященном обороне Москвы; большая ракета в разделе, где рассказано о сбитом американском самолете-разведчике, в Центральном Музее Вооруженных Сил).

Той же цели служит и введение в ансамбль исполненных художниками в натуральную величину фрагментов огромных экспонатов. Они были важным средством выразительности па выставке-смотре народных художественных промыслов в Манеже (1960, авторы А. Побединский, В. Макаревич), на Первой Всесоюзной выставке художников театра, кино, телевидения (Москва, 1967). Подобным приемом охотно пользуются и авторы музейных экспозиций. В музее Ленинграда - это комната блокадницы; на Археологической выставке в Музее Грузии - выкладка старой керамики на земляной подстилке, как на раскопе; в Краеведческом музее Клайпеды и Историко-этнографическом музее в Вильнюсе - интерьеры крестьянского жилища, в Краеведческом музее Полтавы - лес, переданный с помощью нескольких стволов деревьев. Каждый из этих предметов, сооружений или природных объектов фрагментируется так, что воображение легко восстанавливает цельную картину.

Простейшие примеры обозначения жизненной среды экспоната - фон, выполненный в виде фотопанно (Паланга, экспозиция народного искусства - резные деревянные Распятия па фоне типичного сельского пейзажа Литвы) или декорация фона в стиле конкретного экспоната (ампирные обои в разделе «Театр» и лубочная роспись в разделе «Сказки» во Всесоюзном музее А. С. Пушкина в г. Пушкине).







Скрыть комментарии (2)

Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Выставочные ансамбли 60-х годов в СССР" Фото для "Выставочные ансамбли 60-х годов в СССР" Фото для "Выставочные ансамбли 60-х годов в СССР"


Центральный []

Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Выставочные ансамбли 60-х годов в СССР"


Алексей []

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Выставочные ансамбли 60-х годов в СССРМузейные и выставочные ансамбли 60-х годов в СССР (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии