Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 16, 2010

Пространственная выразительность - Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение)

   В выставочном деле к сфере дизайна приближаются те ансамбли, где тон: задают функциональные, конструктивные и технологические факторы (С. Львов, выставка к международному симпозиуму по перекрытиям-оболочкам - Ленинград, 1964; И. Макавеев, выставка «Техническая книга СССР» - Нью-Йорк, Детройт, Чикаго, 1963). Когда же главенствует образный момент, экспозиция тяготеет к области декоративного искусства (1965, выставка «Игрушка» в Москве, авторы генерального решения Р. Файерштейн и коллектив авторов). Разумеется, в обоих случаях речь идет о различии отправных точек, ибо в конечном итоге дизайн-выставка достигает образности, а выставка, лежащая в русле декоративного искусства, не может не учитывать функцию, конструкцию и экономику.

Есть и такие ансамбли, которые с самого начала сочетают те и другие принципы. Один из примеров этого - Международная выставка книг, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (Сокольники, апрель-май 1970 г., авторы И. Шошенский, А. Гитберг). Основу оборудования составил здесь простейший конструктивно главенствующий элемент - щит, выполненный в виде черной металлической рамы, в которую вставлена деревянная панель.

На нем крепится квадратный осветительный плафон, дающий местный свет. Это - типичное оборудование дизайн выставки. Однако из таких простейших клеточек в павильоне детской книги авторы собирают структуры, которые образуют пространства со «стенами», то замыкающими со всех сторон зрителя, останавливающими его внимание на важном экспонате, то выстроенными по сторонам узкого прохода и тем самым ускоряющими темп осмотра.

   К средствам пространственной выразительности присоединяется графика, вводятся декоративные установки в виде увеличенных игрушек, используются элементы занимательности (большой аквариум с рыбами). Все эти моменты характерны для экспозиционных ансамблей, относящихся к сфере декоративного искусства. В нижнем этаже главного павильона суховато-рациональный дизайнерский облик типовых щитов преображается тем, что они вставлены, как в своеобразную массивную «оправу», в проемы мощных белых «стен» и «кубов». Это придает ансамблю необходимую по теме монументальность - качество, которое может быть присуще декоративному искусству и почти неизвестно художественному конструированию. На втором этаже, в разделе Грузинской ССР (художник В. Ониани), в среду, образованную той же типовой конструкцией, вводятся элементы народной крестьянской архитектуры (деревянная колонна, скамьи) и активно воспринимаемый крупный чеканный фриз.

Подобное контрастное столкновение традиционного и современного искусства и дизайна рождает острый эффект. В разделе Азербайджанской ССР обычные для этой выставки дизайнерские стенды приобретают иной вид в сочетании с чисто декоративной объемной структурой из красных октаэдров. Строгий рационализм оборудования смягчается эмоциональностью подвесной конструкции.

Было бы наивным стараться точно отнести все работы, исполненные советскими мастерами, к тому или другому из названных направлений. Введенная классификация нужна лишь для того, чтобы подчеркнуть существовавшие в 60-х годах особенности экспозиционных ансамблей. Сами же они бесконечно варьируют и сочетают черты всех этих типов выставок.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение)Контрастное столкновение традиционного и современного искусства »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии