Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 16, 2010

Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение)

Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение)  

   Иногда эксперимент идет уже не на уровне пространственных и объемных форм, а развертывается в мире плоскостных двухмерных фигур. Это происходит, когда унификация достигается с помощью орнаментального мотива, как было сделано на выставке «Профтехобразование» (1968, И. Шошенский, А. Гитберг). На ней любой из разделов имел свой опознавательный символ-орнамент, но каждый из них состоял из одних и тех же простейших геометрических фигур. Их повторяемость связывала весь ансамбль, а своеобразие сочетаний и цвета каждого элемента давало индивидуальность разделам. Все эти «первичные» детали орнаментов были собраны на фасадном панно в единую эмблему выставки - драгоценный камень со сложной огранкой. Она не только символизировала многосторонность дарований рабочей молодежи, которой была посвящена выставка, но и служила началом орнаментального лейтмотива, пронизывающего ансамбль.

Опыты создания уникального целого из стандартных деталей многочисленны и разнообразны. Однако всем им свойственно общее: унифицированные элементы должны обладать способностью к многочисленным взаимосочетаниям. Только тогда можно добиться уникальности композиции. Это требует, как правило, простоты (формы, конструкции и т. д.) этих элементов, их геометрической правильности, локальности и сочетаемости цветов. Не менее функциональная гибкость составных частей для того, чтобы в каждом случае отвечать специфическому назначению.

Не одна лишь унификация затрудняет поиски неповторимости ансамбля. Ту же роль играет и множественность выставок. Их безостановочная лавина постепенно приводит к выработке стандартных решений общего облика. Таких стереотипов несколько.

Схема промышленно-научных выставок

   Структура национальной выставки или ярмарки за рубежом почти всегда состоит из вводного раздела, отведенного общеполитической тематике, и основной части, где материал расчленен либо по отраслям хозяйства, либо (на ярмарках) по внешнеторговым объединениям. Иногда еще включается отдел, посвященный одной из союзных республик, построенный по тому же принципу.

Сложилась схема промышленно-научных выставок. Они обычно открываются специфическим символом экспозиции. Далее идет конкретный материал (экспонаты, модели, макеты), размещенный у стен, по средней оси и в центре. На стенах - как правило, два яруса: в первом мы видим тексты и таблицы, во втором - панно, фото и диапозитивы.

Не менее четко определился тип «выставки в Сокольниках». Здесь, как правило, все начинается с эмблемы у входа. Затем идет аллея флагов государств-участников, «вывеска», аллея символов, выражающих суть экспозиции. Зона «форпоказа» кончается у купольного павильона, открывающего советский раздел. В этом павильоне чаще всего центр занят обобщающей установкой, а периметр отдан детализации темы.

Каждое из этих серийных решений начинается с яркого, вполне оригинального ансамбля. Однако, как правило, последующие варианты первоначальной композиции оказываются слабее предшествующих, главным образом из-за своей повторности.

Конечно, речь идет об основной, принципиальной идее, так как своеобразие материала и талант экспозиционера придают индивидуальность отдельным частям ансамбля.

Стремясь к необычности, неожиданности облика ансамбля, мастер сталкивается и с другими преградами. Нередко один и тот же автор вынужден создавать почти одинаковые по теме ансамбли в одном и том же помещении. В этой ситуации художники поступают по-разному.

И. Макавеев меняет основной принцип компоновки, то «прижимая» экспозицию к стенам, то выводя ее в пространство зала (1962, 1967 - выставки в предместье Лейпцига Маркклеберге). Это, естественно, преображает общий облик ансамбля. А. Миронов, решая павильон СССР на Лейпцигской ярмарке в 1966 и 1967 годах, использует разные приемы ориентации зрителя. В первом случае маяками, выделяющими разделы, становятся огромные цилиндры из ткани, опущенные с потолка и освещенные изнутри. Благодаря своей величине они соразмерны гигантскому пространству павильона, членят его на легко обозримые смысловые зоны, выделяя их светом и цветом. На следующий год художник располагает экспонаты по сторонам строго фиксированного пути зрителя и протягивает вдоль всего маршрута единую ленту подвесного потолка, отсекая от зала пространство, соизмеримое с человеком. Кроме того, эта легкая «кровля» намечает направление, «ведет» по выставке, как фантастическая дорожка, парящая над головой. Словом, приемы у каждого свои, но основа общая - новизна облика ансамбля достигается благодаря кардинальному изменению принципов его композиционного построения.

Тема и материал, предполагаемый зритель, наконец, индивидуальность художника помогают выбрать каждый раз особый, неповторимый подход. Ансамбли может различать специфика исходной позиции автора; он может избрать один из трех бытующих видов экспозиции: спроектировать, условно говоря, выставку, основанную либо на методах дизайна, либо на принципах декоративного искусства, либо на сочетании тех и других. Такая градация достаточно приблизительна, однако она выражает суть дела. Более того, она находит поддержку в сопредельных областях. В частности, обращение к дизайну характерно и для одного из направлений интерьера.







Скрыть комментарии (2)

Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение)"




Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение)"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Выставочное искусство в СССР (продолжение)Пространственная выразительность - Экспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии