Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 16, 2010

Выставочное искусство в СССР (продолжение)

   Руководитель студии Е. Розенблюм и преподаватели А. Боков, В. Глазычев, А. Ермолаев, Л. Жадова, К. Кондратьева, М. Коник не только давали своим питомцам профессиональные навыки и знания, но и учили использовать их в практической деятельности. Основным методом обучения здесь было совместное проектирование, в котором ученик и учитель выступали в ролях соавторов. Студия имела дело с самыми разными видами художественного проектирования, в частности, немало работ было посвящено экспозиции. Среди них можно отметить музей в Беловежской Пуще, этнопарк близ Архангельска, музей Ленина в Ташкенте и др..

В самой природе выставочного искусства заложен парадокс, особенно остро обнаруживщийся в 60-е годы. С одной стороны, оно не допускает тиражирования, с другой - тяготеет к индустриальное. Последнее совершенно неизбежно, так как выставок очень много, сроки изготовления коротки, а оборудование должно быть недорогим, добротным и красивым. Все эти качества может дать заводское производство. Само же оно требует унификации элементов оборудования. В итоге художник должен строить уникальный ансамбль из унифицированных деталей. Словом, и здесь встает одна из коренных проблем современной архитектуры и декоративного искусства - соотношение массового и уникального.

Конечно, есть выставки сугубо уникальные, где все или почти все делается по специальному проекту и не повторяется в последующих экспозициях такого же класса. Однако таких примеров немного - это павильоны на всемирных выставках и некоторые другие ансамбли. Гораздо больше экспозиций торгово-промышленного, ярмарочного или народнохозяйственного характера. Они либо устраиваются ежегодно, либо регулярно повторяются через несколько лет.

Для достижения «уникальности» с помощью типового оборудования оказывается чрезвычайно важным. Решить такую задачу нелегко, но вполне возможно. Над этим настойчиво работали во Всесоюзной Торговой палате (главный художник Р. Клике).

Косвенным подспорьем на пути к той же цели могут оказаться интересные поиски эстонских художников, хотя они сами, вероятно, и не стремились найти принципы унификации элементов экспозиции для массовых выставок. Эти мастера обычно создают свои ансамбли на основе какой-то одной простейшей геометрической формы, с помощью методов комбинаторики добиваясь калейдоскопически разнообразных решений отдельных частей композиции. Так, все оборудование, выгородки и помещения эстонского отдела Промышленной выставки СССР в Лондоне (1968, проект К. Воогре, Е. Рейтель) построены на вариациях формы трехгранной призмы. Следующая работа тех же художников в соавторстве с М. Лауль и С. Вейденберг - республиканская выставка «Форма и пространство» (1969, Таллинн) - основана на различных сочетаниях куба, шара, трехгранной призмы, цилиндра и плоских фигур, образованных сечениями этих тел. С их помощью создается структурная «решетка» пространственной среды, формы оборудования, пространство интерьеров-экспонатов и заключенная внутри них мебель. Строго говоря, «Форму и пространство» трудно назвать выставкой в обычном смысле слова. Как правило, выставка имеет дело с готовыми вещами. Их она показывает, обыгрывает, истолковывает. Здесь же экспонаты словно рождаются прямо на выставке из ее структуры теми же методами, которые вызвали к жизни весь этот ансамбль. Как и во всяком поиске, тенденция здесь заострена до предела, выражена с лаконизмом и определенностью формулы. Однако такой способ изложения идей помогает яснее представить их суть.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Серийные выставки и выставочное дело в СССРЭкспозиционное и выставочное искусство в СССР (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии