Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 16, 2010

Архитектура и интерьеры павильонов и выставок в послевоенном СССР

   Стараясь воздействовать чисто художественными средствами, авторы павильона Латвийской ССР активно обращаются к ассоциативной выразительности. Символом, точно раскрывающим особенность хозяйства республики, становится в их руках рыбацкая сеть с «рыбой», как бы только что вытащенная из воды, с каплями, еще стекающими в бассейн, над которым она подвешена. Прямо или косвенно экспонаты рассказывают о природе (березовые и сосновые стволы, поставленные в залах), о большом строительстве, о благосостоянии, о развитии архитектуры и декоративного искусства (выгородка новой типовой квартиры со всей обстановкой). Близкие приемы использованы в эстонском павильоне и в разделе «Строительство» в павильоне «Главмосстрой» (П. Пигарев и Н. Рощина, 1961), дворик которого перекрыт острой по композиции выставочной конструкцией. Она хорошо передает сам дух и инженерную смелость современных структур, их необычную тектонику и вместе с тем служит защитным козырьком, обретая ту же функциональную устремленность, что и зодчество 60-х годов.

Ассоциативный метод раскрытия темы очень типичен для экспозиционного искусства этого времени. Он использован не только на ВДНХ, но и в уже рассмотренном павильоне СССР в Брюсселе (1958), в частности, в работах Б. Виленского и А. Побединского. Последнему принадлежит стенд «Меха», восходящий по композиции к ажурным резным брошам из кости: круглый медальон с изображением в центре и каймой орнамента из шкурок пушных зверей. Конкретную наглядность шкурок-экспонатов автор сопровождает косвенным напоминанием о великолепном искусстве народных мастеров-резчиков, создавая содержательный образ русского Севера.

Блистательный взлет экспозиционного искусства Чехословакии

   Говоря об особенностях экспозиционного искусства, нельзя не сказать об изучении опыта зарубежных мастеров. Пожалуй, наиболее внимательно наши художники присматриваются к работам чехословацких оформителей. Еще в 1958 году на выставке в Брюсселе чешский павильон был одним из лучших. Примечательно, что в своих новациях его оформители во многом опирались на передовые традиции советского экспозиционного искусства, используя не только общие принципы, но и отдельные приемы и формы. Так, перед павильоном ЧССР была возведена декоративная установка, центром которой стала модель турбины. Вся конструкция превратилась в символ мирной, высокоиндустриальной послевоенной Чехословакии. И хоть формы здесь были совершенно новыми, сам принцип выявления сути павильона в декоративных конструкциях, поставленных у входа, безусловно перекликается с наследием ВСХВ 1923 года или советского раздела выставки «Пресса» в Кёльне 1928 года.

Используя все лучшее в наследии, чехословацкие художники смело обогащают принципы экспозиционного ансамбля, находя свои вполне оригинальные решения. Так, на выставке «Чехословацкое стекло», проходившей в Москве в 1959 году (И. Сантар), тенденция к театрализации показа была доведена до апогея. Занимательного и эффектного было так много, что иногда это мешало восприятию основных экспонатов. В памяти оставались не сами экспонаты, а какое-то обобщенное полуреальное представление о сияющем мире стекла.

Блистательный взлет экспозиционного искусства Чехословакии в немалой степени основывался на труде сценаристов и режиссеров выставок, на развитии мощных подсобных производств, давших новую выставочную мебель, светильники, фото, диапозитивы, автоматику и множество других важных компонентов. Во многом его успехам способствовала деятельность критиков и искусствоведов, оценивавших достигнутое, прогнозировавших будущее развитие, зачастую экспериментировавших на выставках вместе с художниками.

 
Другие страны

Помимо Чехословакии определенное воздействие оказывали на наше экспозиционное искусство достижения мастеров других стран. В числе других известную роль сыграла и развернутая в залах ГМИИ им. Пушкина в 1960 году выставка «Искусство Мексики», спроектированная и осуществленная под руководством Фернандо Гамбоа. Здесь также была создана особая среда, в которой заиграли, стали понятными, получили способность увлекать и нравиться всем такие, казалось бы, невыигрышные вещи, как древние керамические сосуды, терракотовые скульптуры и старые, изъеденные временем статуи. Оказалось, что освобожденные из плена старомодных витрин, оригинально размещенные в пространстве и, главное, необычайно выразительно освещенные, они способны захватить современного человека, правдиво и ярко поведать о давно умершей, но оживающей в них древней цивилизации. В полутемных залах свет витрин манил посетителей, лучи прожекторов, вырывая из мрака отдельные крупные скульптуры, подчеркивали особенности их пластической трактовки, напоминали о том резком солнечном свете, в котором они «жили» у себя на родине.

Все это пытливо воспринималось нашим искусством, соединялось с прежним опытом, перерабатывалось и переосмыслялось с тем, чтобы по-своему воплотиться в конкретных работах. В 60-х годах у нас тоже стали использовать при создании выставок труд сценариста. Так, в 1963 году М. Карклинем был создан сценарий для Второй Республиканской выставки в Риге, а С. Михалков и Б. Бродский разработали сценарий, по которому была спроектирована и осуществлена Всесоюзная выставка «Игрушка», отмеченная художественной общественностью в числе лучших работ за 1965 год (автор генерального решения Р. Фарштейн, авторы отделов: Е. Агроскин, А. Гитберг, Б. Григорьев, В. Евстафьев, В. Жученко, В. Пейда, В. Сагадеев, А. Сорокин, М. Шишков). В Ленинграде была организована группа сценаристов выставок и музеев под руководством Е. Г. Шейр. В тот же период вопросы экспозиции начинают попадать в поле зрения журналов и издательств.







Скрыть комментарии (2)

Io - Октябрь 6, 2014

Фото для "Архитектура и интерьеры павильонов и выставок в послевоенном СССР"




Io - Октябрь 8, 2014

Фото для "Архитектура и интерьеры павильонов и выставок в послевоенном СССР"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Специфические выставочные ансамбли в СССР (продолжение)Архитектура и интерьеры павильонов и выставок в послевоенном СССР (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии