Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 16, 2010

Специфические выставочные ансамбли в СССР (продолжение)

   Избрав расчлененность вместо интеграции, авторы отказались от идеи мощного главенствующего акцента. Его заменил целый ряд последовательно расположенных идейно-образных центров, каждый из которых «держал» свой раздел и занимал свое место в сложной иерархии ансамбля. Благодаря этому композиция складывалась из многих внутренне завершенных частей.

Три первых узловых момента составляли основу ансамбля: пилон «Ленин» у входа, крупное панно в зале «Наука» и зал «Космос», представлявший собой «удивительный выставочный аттракцион». Внимание зрителя здесь поочередно

привлекалось то к написанным светящимися красками изображениям звездного неба и галактик, то к цветным «ороитам», по которым двигались модели планет, то к полиэкрану с научными и научно-фантастическими фильмами, то к подлинным спутникам и межпланетным станциям. Все это сменялось, как эпизоды своеобразного действия - конкретного, наглядного и, несомненно, занимательного.

Чередование трех основных акцентов придавало ансамблю внутреннее развитие. Эволюционировали и содержание, и трактовка (изменявшаяся от символики до занимательности), и, наконец, средства выразительности: скульптура, монументальная живопись, синтетический комплекс росписей, моделей и кинематографа.

Дифференцированное пространство, основной акцент, построенный из трех самостоятельных, но последовательных частей, и введение элемента занимательности в зале «Космос» - вот главное на Лондонской выставке, что дополняет представление об экспозиционном ансамбле тех лет.

Некоторые существенные особенности экспозиций конца 50-х-60-х годов раньше и ярче всего сказались на ВДНХ !0. Здесь работали многие из тех мастеров, которые проектировали наши выставки в СССР и за рубежом. Художники активно стремились к новому, хотя их поискам мешала архитектурная среда старых павильонов.

Специфический выставочный ансамбль создавался либо изменением пространства, либо с помощью цвета. Еще в 1955-1956 годах его применили И. Шошенский и В. Храковский в разделе черной и цветной металлургии в павильоне «Машиностроение». Взамен монохромной среды они создали «цветной» интерьер. Это косвенно отвечало содержанию темы, вызывало в памяти сверкание расплавленного металла, давало активный эмоциональный фон. Кармин сменялся здесь фиолетовым, желтым, а затем синим цветом, образуя энергичную насыщенную гамму.

Продолжение той же тенденции ощутимо в работе В. Храковского и П. Пигарева в павильоне Академии наук (1958). Здесь замкнутость пространства преодолевалась не прежним приемом иллюзорного прорыва, а особым цветовым решением стены. Эти поиски были замечены и нашли свое продолжение в ансамблях других советских мастеров в последующие годы, подчас далеко за пределами нашей страны.

Стремясь в чужеродной архитектурной среде создать новый ансамбль, художники используют не только цвет, но и пластические средства выразительности: необычные формы стендов, исполненных в виде вогнутых плоскостей, объемные структуры пз шин, гирлянды полиэтиленовых колец и шлангов (павильон «Химическая промышленность» - И. Шошенский, 1958).

Новые принципы и технические средства использовали в своих работах на ВДНХ и ленинградские художники: например полиэкран в павильоне Ленинградского совнархоза (Б. Александров, А. Ляидсберг, Л. Цорн, Е. Шейр, 1961) и систему микросветильников в сочетании с цветным фоном, который объединял все экспонаты в целостную композицию (павильон «Кукуруза» - И. Карышев, Л. Лейтан, С. Львов, Г. Никифоров, Л. Цорн, 1959).







Скрыть комментарии (1)

Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Специфические выставочные ансамбли в СССР (продолжение)"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Генеральные решения выставок - Выездные интерьеры выставочных павильонов в послевоенном СССР (продолжение)Архитектура и интерьеры павильонов и выставок в послевоенном СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии