Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 16, 2010

Прожектора и рефлекторы - Выездные интерьеры выставочных павильонов в послевоенном СССР (продолжение)

   Для каждого раздела подбирался свет, создававший необходимую эмоциональную атмосферу, наиболее полно выявлявший суть этой части ансамбля, способствовавший показу определенных экспонатов. То это был дневной свет, то к нему присоединялись прожектора и рефлекторы, подсвечивающие отдельные экспонаты. Изолируясь от естественного света, авторы иногда давали затемненные залы, иногда высветлили их сильными лампами. Само развитие света на протяжении ансамбля слагалось в драматургически построенную систему с прологами, кульминациями, паузами и концовками.

Оформители, как и театральные художники, давно знают, как выгоден искусственный свет. Он постоянен и не зависит от капризов погоды и времени дня, его можно собрать в узкий луч и «выхватить» главные экспонаты. Светом можно подчеркнуть объемность, весомость вещи или сделать ее прозрачной, тающей в воздухе; им можно зажечь или потушить цвет, можно очертить границы пространства, осветив ограждающие его плоскости, и, наоборот, сделать его беспредельным, погрузив во тьму черные стены. Свет белый и цветной, резкий и рассеянный, постоянный и меняющийся, создающий рациональную гармоническую среду или, напротив, придающий ей асимметрию, динамичность, - важное выразительное средство экспозиционного искусства. в гигантском зрелище выставочной экспозиции в Париже приняли участие и формы пространства, последовательно сменявшиеся на пути зрителя. Низкий аванзал, освещенный, подсвеченным панно и витражом, сменялся поражавшим своей величиной основным пространством, а за ним - цепью гораздо меньших помещений, то высоких, то приземистых, светлых или более темных. Словом, здесь драматургия была основана на контрастах, учитывала специфику каждого раздела, его роль в едином «спектакле» выставки.

   Если контраст небольшого затемненного аванзала и беспредельного светлого основного пространства был косвенным выражением идеи «броска» от прошлого к современности, заложенной в содержании выставки, то желание подчеркнуть средствами искусства связь и преемственность этих этапов сказалось в принципиально родственной трактовке основных акцентов каждого раздела. В обоих случаях авторы объединяли в целостный комплекс элементы символического плана с натурными или документальными (кинохроника) материалами. Историко-революционную, ленинскую и современную государственную тему представляли в аванзале панно «Петроград 1917 года» с вмонтированным в него киноэкраном, великолепный ало-золотистый витраж «Государственный флаг СССР», панно «Москва» и пилоны, украшенные рельефами.

Сердце выставки и композиционную основу следующего, главного зала составлял необычный декоративный комплекс - символ солнца, лучи которого пронизывала стрела, как бы след полета космонавта, парящего в высоте, и огромный фотопортрет Юрия Гагарина, подчеркивающий, что символика декоративной установки не фантастична, что она стала реальностью. Пожалуй, здесь впервые столь органично и впечатляюще сочетались два полюса экспозиционного искусства - символ и документ.

( см. продолжение )







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Выездные интерьеры выставочных павильонов в послевоенном СССР (продолжение)Генеральные решения выставок - Выездные интерьеры выставочных павильонов в послевоенном СССР (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии