Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 15, 2010

Опыт оформления массовых народных празднеств в СССР, ВСХВ

   В эмоциональном воздействии особенно большую роль играло музыкальное оформление, органично связанное со зрительными впечатлениями. Это создавало настолько яркие ассоциации, что почти полностью отпадала необходимость в тексте. В оформлении раздела гражданской войны звучали «Марш Буденного», «Тачанка», «Полюшко-поле», 30-х годов - «Марш энтузиастов» и т. д. Вечернее время, когда проходило шествие декорированных машин, обусловило также возможность широкого применения различных световых эффектов - прожекторов с цветными фильтрами, бенгальских огней. Раздел Отечественной войны завершался почетным эскортом Вечного огня в честь павших за Родину и праздничным салютом.

 Опыт оформления массовых народных празднеств в СССР, ВСХВ

Последний раздел «Мы празднуем 50 лет» был решен в виде отдельных номеров, где особенно проявлялась характерная для этого театрализованного зрелища тенденция - привлекать к активному участию самих зрителей.

Опыт оформления массовых народных празднеств показывает, что в 60-е годы возникали интересные творческие поиски, зарождались новые, более широкие и многообразные формы синтеза различных видов искусства. Важнейшими компонентами оформления становилось не только архитектурно-пространственное окружение, но и динамика цвета, светомузыка, ритмически организованное движение человеческих масс. С символически обобщенными образами живописных и пластических композиций остро контрастировали и вместе с тем помогали раскрытию основной темы празднества документальные кинокадры и фотографии. Такие поиски новых художественных приемов характерны были не только для праздничного убранства города, они широко использовались и при оформлении демонстраций, шествий, массовых инсценировок, физкультурных парадов. Здесь раскрывались особенно интересные и творчески плодотворные перспективы дальнейшего развития этих видов пространственных и временных искусств, сливающихся в сложный комплексный образ массового народного празднества.

 
Опыт оформления массовых народных празднеств в СССР, ВСХВ  

В послевоенное десятилетие в экспозиционном искусстве господствует концепция, возрожденная в конце 1930-х годов. Она предлагает формировать экспозицию по законам архитектуры, иначе говоря, украшать интерьер экспонатами, располагая их так же, как размещается в нем декоративное убранство. Особенно сильно это ощущается, когда художники имеют дело с экспозициями, сложившимися еще в конце 30-х годов, такими, как Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, созданная в предвоенный период и рассчитанная на долговременный показ с некоторыми обновлениями.

Дальнейшее развитие экспозиции ВСХВ протекало в русле сложившихся традиций этого ансамбля. Некоторые изменения, появившиеся в облике павильонов 1950-1954 годов, сказывались обычно не в модификации пространственного решения павильонов и не в построении сугубо выставочной среды, помогающей раскрытию сущности экспозиции. Новые веяния заметны, скорее, в применении синтетических материалов, например в больших витражах из оргстекла, украшенных обратным рельефом в павильоне Карело-Финской ССР (1951, главный художник Н. Полосков, художники В. Сулимо-Самуйло, А. Ляндсберг, Л. Цорн, В. Сергеев, Е. ГДейр, К. Козьмин), или диорамах со сменными сюжетами, как в павильоне центральных областей (художник А. А. Лабас), где каждое из трех изображений располагалось на одной из сторон трехгранной призмы, по очереди открываясь перед зрителем (принцип, известный и ранее, но примененный здесь по-новому). Ощутимо и увеличение пышности и богатства экспозиции, что в какой-то мере отражало общий пафос победы в Великой Отечественной войне и размаха социалистического строительства.

Постепенно сложился своего рода «стиль ВСХВ», оказавший немалое воздействие не только на сельскохозяйственные выставки союзных республик, но и на многочисленные выставочные мероприятия тех лет.

На протяжении 40-50-х годов экспозиции художественных музеев, по сути дела, не претерпели существенных изменений. Музеи естественно-исторические, технические, исторические, историко-революционные, историко-литературные и другие, даже обновляя экспозицию, в большинстве случаев сохраняли ее старую структуру. Осевое построение и симметрия в решении пространства, в расстановке и развеске экспонатов, отсутствие элементов зрелищности, театрализации показа, предпочтение, отдаваемое текстам или произведениям станкового изобразительного искусства-все это определяло привычный тип музея.

Сказывался груз традиционных представлений об облике музея, а также забота об экономии средств, побуждавшая сохранять старые модели, макеты, манекены, витрины, шкафы, турникеты. В той или иной степени это ощущается в Военно-медицинском, Военно-морском и Зоологическом музеях Ленинграда; в Политехническом музее, в старом Музее Красной Армии, в Музее минералогии, Зоологическом музее - в Москве, а также в бесчисленных музеях больших и малых городов.

Несколько иным, хотя столь же традиционным по сути, оставалось решение экспозиций в музеях - памятниках архитектуры и в мемориальных музеях. Они по своей природе обладают большей зрелищностыо, так как позволяют войти в жизненную среду, о которой посетитель знает лишь по книгам и рассказам, почувствовать себя в обстановке определенного времени, окунуться в мир давно прошедших, но памятных событий.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Праздничное оформление Ленинграда к 50-летию ОктябряПрогрессивный характер развития экспозиционного искусства в Ленинграде »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии