Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 15, 2010

Праздничное оформление Ленинграда к 50-летию Октября

Для оформления Ленинграда к 50-летию Октября особенно характерно многообразное использование цветного динамического света с его замечательными декоративными качествами и широкими возможностями эмоционального воздействия. По-разному звучал, например, горячий яркий красный свет, заливавший Невский проспект или, подобно языкам пламени, вспыхивающий на треугольных вымпелах здания Главного штаба, и гамма красных цветов в торжественно-мрачной световой композиции на Марсовом поле, где свет фонарей вызывал ассоциации с бесконечными рядами погребальных факелов.

Праздничное оформление Ленинграда к 50-летию Октября  

Основную роль играл свет и в оформлении огромного архитектурно-пространственного комплекса, включающего Петропавловскую крепость и часть Невы до моста Шмидта с величавой красотой ее строгих гранитных набережных и великолепных архитектурных памятников.

Десятки тысяч электролампочек рисовали контуры зданий, мостов, кораблей, плывущих по реке, и кораблей, силуэты которых были начертаны световыми линиями па зданиях набережной Красного флота, создавая иллюзию уходящей в бесконечную даль флотилии судов. Над Петропавловской крепостью, очерчивая ее силуэт, горело пятьдесят газовых факелов, и их подвижный колышущийся свет тысячами бликов отражался в воде (проект М. И. Захарьиной). Это было необычайно эффектно и масштабно по отношению к окружающему пространству. Вдоль Университетской набережной возвышались три свето-кинетические установки, символизировавшие «Физику», «Химию», «Космос». Они были решены в виде ажурных металлических конструкций с множеством разноцветных лампочек. По запрограммированной системе синхронно вращались элементы этих конструкций, вспыхивали лампочки, звучала электронная музыка и дикторский текст, посвященный достижениям советской науки (авторы проекта - члены группы «Движение»). На другой стороне Невы сияла Адмиралтейская игла, искусный подсвет придавал формам здания особую пластическую выразительность.

Оформление Петропавловской крепости и набережной создавало достойный фон для разыгрывавшегося на реке грандиозного зрелища «Апофеоз „Авроры"» (режиссер С. Якобсон), где великолепные пиротехнические эффекты, динамика света и музыки сливались в художественное целое.

Большое внимание уделялось в дни празднования 50-летия Октября и оформлению демонстраций. По улицам городов двигались декорированные автомашины, агитпроцессии, шли колонны физкультурников. Основной темой большинства выступлений на этом празднике была история Советского государства на различных этапах его развития.

Одним из наиболее удачных примеров театрализованного зрелища может служить организованная в Ленинграде карнавальная процессия автомашин, служивших площадками для живых картин и сценических действий. Здесь перед зрителями проходила своеобразная летопись пятидесяти лет. Она раскрывалась в ряде отдельных эпизодов, каждый из которых представлял собой определенный период в истории нашей страны и отличался особым художественным строем. Овеянные легендарной героикой годы гражданской войны были воплощены в обобщенных образах бойцов и остросатирических изображениях врагов. Так, например, группа «Трубачи Первой конной» была решена в духе палехской живописи, в условной гамме сочных тонов: золотые фанфары, красные одежды бойцов и красные попоны белоснежных коней. На машине с надписью «Кого мы били» везли гротескные фигуры Деникина, Врангеля, анархистов и т. д. Рассказ о периоде коллективизации строился на контрастном противопоставлении старой и новой деревни. В разделе Великой Отечественной войны использовался другой прием: вполне конкретные картины жизни тех лет, воссозданные художниками, неожиданно приобретали характер легендарного героического эпоса. Одним из примеров такого решения может служить оформление машины, посвященное теме блокады Ленинграда: здесь мы видим часть разрушенного дома с надписью «Эта сторона обстреливается вражеской артиллерией» и рядом - группу детей.

Выбор того или иного приема при оформлении отдельных эпизодов определялся, по словам одного из их режиссеров, «памятью чувств», тем эмоционально-образным восприятием данного исторического периода, которое сложилось в сознании современного человека.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Ленинград (продолжение) - Художественное оформление городов СССРОпыт оформления массовых народных празднеств в СССР, ВСХВ »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии