Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 14, 2010

Праздничное оформление городов СССР (продолжение) - Декоративная установка на Ленинских горах

В праздничном убранстве уже достаточно четко проявляются новые тенденции советского декоративного искусства второй половины 50-х годов. Исчезает эклектика и тяжеловесная монументальность, которыми раньше были отмечены даже временные декоративные установки и композиции; формы их становятся более легкими, динамичными, современными; огромное значение приобретает цвет, гамма чистых открытых тонов. Оформление в большинстве случаев решается уже не методом декорирования фасадов отдельных зданий, а дается в пространственном развитии, в виде больших декоративных ансамблей, органически связанных с архитектурным и пейзажным окружением, включающим в себя также архитектуру малых форм и всю предметную среду города, по по-новому аранжированную, празднично преображенную.

Одним из удачных образцов такого оформления может служить декоративная установка на Ленинских горах, решенная в виде факела, завершающегося фигурой голубя, резко очерченные крылья которого вызывали ассоциации с языками пламени (проект И. А. Покровского). Мощная вертикаль главной установки, окруженной кольцом меньших по размеру факелов, была центром, организующим всю композицию праздничного убранства площади и сквера перед высотным зданием МГУ. Вместе с тем издали этот вознесенный вверх и как бы царящий над городом «Факел фестиваля» воспринимался уже по-новому, приобретая более широкое символическое значение.

В другом драматическом ключе было решено оформление сквера перед высотным зданием на площади Восстания (проект М. Ф. Ладура и Я. Б. Белопольского). Центром композиции и здесь служила объемная установка. Фрагменты руин с фотографиями разрушенных войной городов перечеркивала надпись: «Это не должно повториться».

На мрачном сером фоне руин выделялась белая скульптура «Женщины-матери» - образ, противопоставленный грозным силам войны. Впервые примененный в оформлении города прием сопоставления документальных фотографий, текстов, архитектурных фрагментов и круглой скульптуры мог бы привести к созданию выразительной эмоционально насыщенной композиции. Однако при осуществлении проекта известное возражение вызывало некоторое несоответствие между массивной стеной и скульптурной группой, казавшейся на таком фоне, да еще в пространственном окружении большой площади, недостаточно монументальной.

Манежная площадь превратилась в дни фестиваля в своеобразную «бальную залу» и вместе с тем в галерею, где экспонировались увеличенные копии с рисунков Б. Пророкова, а также плакатов и рисунков на антивоенные темы художников разных стран. Здание гостиницы «Москва» было украшено гигантским декоративным панно с изображением женщины в русском костюме, держащей поднос с хлебом-солью (художник Ч. Ахмаров).

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Праздничное оформление городов СССРПраздничное оформление городов СССР (продолжение) Оформление городских магистралей »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии