Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 14, 2010

Праздничное оформление городов СССР

   Тема 250-летнего юбилея Ленинграда раскрывалась не только в декоративном убранстве его улиц и площадей, но и во всем ритуале праздничных действий, воскрешавших в своеобразных театрализованных зрелищах колоритные черты быта петровских времен, замечательные традиции революционных лет, трагическую героику блокады.

Наиболее грандиозным из всех таких зрелищ был праздник на стадионе им. Кирова, в котором участвовало около пятнадцати тысяч человек - членов кружков художественной самодеятельности и добровольных спортивных обществ. С ними работала группа талантливых художников, режиссеров, композиторов, дирижеров, балетмейстеров. Общее руководство осуществлял Г. А. Товстоногов. Главной, наиболее интересной частью этого празднества была массовая постановка «Петербург - Петроград - Ленинград», в которой перед зрителем проходили основные события из истории города-героя.

Нарвские триумфальные ворота  

Нарвские триумфальные ворота

На специально построенном огромном помосте, перед которым шестьдесят спортсменов с развернутыми голубыми полотнищами в руках образовали своеобразный подвижной занавес, появлялся основатель Петербурга Петр I. Потом Ленин с броневика обращался с речью к рабочим, в финале живая картина изображала громадную медаль за оборону Ленинграда. В соответствии с тем, что происходило на сцене, поле стадиона заполнялось то марширующими полками петровских солдат, то толпами революционных рабочих. Трудовые победы и технические достижения ленинградцев в послевоенный период олицетворялись макетами электростанций, первого в мире атомного ледокола, вагонами метрополитена и т. д. В апофеозе представления тысячи девушек и юношей в костюмах всех народов земного шара спускались с трибун на поле стадиона и образовывали хоровод Друя бы.

Вновь оживали традиции грандиозных инсценировок 20-х годов. Они сказывались и в характерном построении сценария в виде отдельных картин, каждая из которых олицетворяла целый исторический период, и в расширении сценического пространства, когда действие разыгрывалось одновременно в нескольких местах, и особенно в том, что наряду с творчеством профессиональных режиссеров, художников, актеров многообразно раскрывалась творческая активность самих народных масс. Вместе с тем в этой инсценировке использовались и совершенно иные принципы организации массовых зрелищ, сложившиеся в творческой практике физкультурных парадов 40- 50-х годов. Так было решено оформление части трибун, служивших своеобразной динамической декорацией для инсценировки «Петербург - Петроград- Ленинград». Две с половиной тысячи спортсменов, сидевших на этих трибунах, в соответствии с развитием сценарного действия, одним синхронным движением поднимали те или иные цветные флажки, и перед зрителями возникали то гигантские цифры юбилейной даты «250», то вензель Петра I, то голубая волнующаяся водная поверхность, то силуэт двуглавого орла, который мгновенно перечеркивался двумя красными стрелами и растворялся в море красных флагов.

Праздничное оформление Ленинграда в дни его 250-летия органически сочеталось с характерным обликом самого города, его архитектурных ансамблей, неповторимым колоритом его повседневного быта, показанного в разных аспектах, на разных исторических этапах. Но, может быть, самой большой удачей организаторов этого празднества было активное заинтересованное участие в нем самих ленинградцев.

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов  VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов

Значительным событием в истории оформления массовых народных празднеств стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. Огромное международное значение этого фестиваля, на который съехались представители пяти континентов, определяло его грандиозные масштабы и своеобразный характер праздничного торжества.

Необычайными были уже сами временные и пространственные рамки празднества, продолжавшегося целых две недели и захватившего не отдельные центральные магистрали, а весь огромный город, пригороды и даже в какой-то мере всю страну. Праздник ощущался уже на границах СССР и на всем пути делегатов к Москве. Толпы людей, приветствовавших зарубежных гостей, нарядно декорированные вокзалы, триумфальные арки, яркие плакаты, цветы сразу включали приехавшую молодежь в приподнято-радостную атмосферу праздника.

Плакат Слава Родине в Минске - Праздничное оформление городов СССР

Плакат "Слава Родине" в Минске

Вся Москва, ее вокзалы, проспекты, по которым двигались колонны машин с делегатами фестиваля, площади, служившие ареной для карнавалов и митингов, были украшены бело-голубыми флагами, бесчисленными изображениями голубя - символа мира - и эмблемой фестиваля в виде пятилепесткового цветка, олицетворявшего идею единства молодежи пяти континентов. Такие изображения, решенные в самых различных масштабах и формах, от колоссальных конструкций до крошечных значков, служили лейтмотивом всего убранства города. Яркими декоративными акцентами входили в общее оформление громадные панно с фигурами юношей и девушек, символизирующими дружбу народов. Молодежь всех наций веселой толпой заполнила улицы, площади и бульвары Москвы. Все это придавало необычайный праздничный облик городу, прекрасно выражая общую эмоциональную атмосферу фестиваля.







Скрыть комментарии (2)

Io - Сентябрь 30, 2014

Фото для "Праздничное оформление городов СССР"




Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Праздничное оформление городов СССР"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Празднование 250-летнего юбилея Ленинграда, оформление городаПраздничное оформление городов СССР (продолжение) - Декоративная установка на Ленинских горах »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии