Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 13, 2010

Попытки возродить традиционные формы народных гуляний в СССР

   Наиболее наглядно проявлялись тенденции в торжествах, связанных с юбилейными датами, когда к оформительским работам привлекали широкий круг мастеров всех видов искусства. Одной из таких особенно торжественно отмечавшихся дат было 800-летие Москвы в 1947 году. Основная тема оформления этого празднества - идея преемственности героических традиций русского народа, восходящая к периоду Великой Отечественной войны. Наиболее естественно и убедительно раскрывалась она в праздничном убранстве Красной площади (автор проекта В. А. Стенберг), где сам архитектурный ансамбль Кремля являлся ярким художественным воплощением величия Родины. Здания Государственного Исторического музея и ГУМа были декорированы ритмически организованными композициями из алых знамен и флагов, а вдоль Кремлевских стен на стендах, решенных в форме щитов, даны профильные изображения великих русских полководцев, начиная от Александра Невского.

Попытки возродить традиционные формы народных гуляний в СССР  

Менее органичными оказались попытки возродить традиционные формы народных гуляний и ярмарок с балаганами, раешниками, клоунадой. В их яркой красочности авторы хотели оживить колоритные черты быта старой Москвы. На площади Пушкина, в ЦПКиО им. М. Горького, в Сокольническом и Измайловском парках, где проходили такие гулянья, были сооружены сотни торговых павильонов и ларьков в виде ярко расписанных теремков с причудливыми крышами, узорными крылечками, ставнями, красочными вывесками. Во многих местах воздвигались эстрады, на которых выступали артисты театра, цирка, участники кружков художественной самодеятельности; декорированные автомашины также нередко служили сценой для выступлений. Однако эти интересно задуманные сооружения, весьма разнообразные по своим формам и декору, с вывесками, выполненными то в стиле народного лубка, то начертанные древнерусской вязыо, носили печать некоторой нарочитости.

Более убедительно воскрешались картинки прошлого нашей столицы в забавных аттракционах на карнавале в ЦПКиО им. М. Горького. Одним из таких аттракционов, пользовавшихся особенным успехом у публики, был лабиринт «Старая Москва» (Н. С. Стародуб). Большая сатирическая фигура «Москвы ситцевой отца - первой гильдии купца» приглашала посетить этот лабиринт. Здесь люди попадали в сплетение освещенных керосиновыми фопарями улочек и переулочков с церковками, трактирами, покосившимися домишками, афишными тумбами и забавными объявлениями. На соседней площади можно было видеть, как под звуки шарманки кружились комические фигуры персонажей старой Москвы и демонстрировался теневой театр, где на трех экранах появлялись тени ушедшего прошлого (конка, извозчик и т. д.).

Наиболее выразительным было ночное оформление Москвы. Впервые примененное в Кремле контурное освещение, рисующее силуэты его зубчатых стен и островерхих башен, создавало прекрасную «гравюру» древнего города, над которым фейерверки и ракеты с наклонной траекторией образовали сияющий огненный купол. В общую панораму ночной Москвы включались сверкающие каскады фонтанов, пластические объемы мягко подсвеченных памятников, четкий световой рисунок поднятых на аэростатах транспарантов и сюжетные панно на проплывающих по реке баритах. В этот сказочный мир салюты и фейерверки вносили динамический ритм своих мгновенных вспышек (авторы - архитектор В. Щуко и пиротехник Ю. Ус).

С этой точки зрения особенно знаменательно характерное для нашей культуры внимание к художественным промыслам и ремеслам, забота о сохранении и развитии традиций народного искусства, национальных особенностей искусства каждой большой или малой народности нашей страны.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Оформление массовых народных празднеств в СССРСпециальные физкультурные парады в СССР, видео, фото »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии