Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 13, 2010

Оформление массовых народных празднеств в СССР

   В нашей стране оформление массовых празднеств и демонстраций имеет многолетнюю традицию. Каждый новый период вносил в нее характерные черты, особую эмоциональную окраску. Изменения касались не только тематики, отражавшей проблемы своего времени, но и общей художественной системы оформления, творческой активности народных масс.

Празднества первых послевоенных лет проходили в атмосфере патриотического подъема, вызванного победой в Великой Отечественной войне. Героика только что отшумевших боев наполняла праздничное убранство новым содержанием, вызывала ряд живых волнующих ассоциаций с подвигами советских воинов. Так воспринималась, например, воздвигнутая на площади Пушкина в Москве декоративная установка со скульптурной группой бойцов, над которой возвышался огромный макет ордена Победы, ярко освещенный лучами прожекторов (автор проекта Я. Д. Ромас).

Предельно остро ощущалась напряженная взволнованность народных масс в день парада Победы 24 июня 1945 года в Москве. Казалось, что стоявшая на Красной площади тысячная толпа слилась в едином порыве, когда к подножию Ленинского мавзолея были брошены знамена и штандарты разгромленных вражеских армий. А вспышки фейерверков и рассыпающиеся огни салютов в ночном небе столицы были для смотревших на них людей не только великолепным декоративным зрелищем, они навсегда слились с представлением о выигранных сражениях, освобожденных городах, стали символом самой победы.

Таким же патриотическим подъемом отмечено и празднование дня встречи воинов-победителей в Ленинграде 8 июля 1945 года. Шли стройные колонны бойцов, над встречавшей их громадной толпой веяли поднятые на серебристых аэростатах знамена.

Праздничное оформление городов

   Ночью город освещался тысячами прожекторов и фейерверков, в свете которых вспыхивали алые полотнища знамен, блестели стволы орудий. На пути входящих в город частей Советской Армии были воздвигнуты три триумфальные арки (у Московского проспекта - автор проекта А. И. Гегелло; на Смоленском проспекте - И. И. Фомин и Д. С. Гольдгор; в Автове, В. В. Каменский).

С точки зрения стиля праздничное оформление городов продолжает развиваться в русле художественных тенденций, сложившихся во второй половине 30-х годов, с характерным для них стремлением к парадной симметрично построенных композиций, декорировавших фасады домов. Объемные установки занимали довольно скромное место в праздничном убранстве города, чаще всего это были триумфальные арки, украшенные скульптурой, барельефами с изображением летящих слав, лавровых венков и ордена Победы в обрамлении знамен. Они имитировали монументальные сооружения, хотя по существу были легкими временными конструкциями. В праздничном убранстве города по-своему претворялось общее стремление к торжественной репрезентативности, характерной для архитектуры тех лет.

Оформление демонстраций имело более живой непосредственный характер: в нем можно было встретить забавную выдумку, острую политическую карикатуру на злободневную международную тему, выразительную гротескную фигуру.

Среди различных форм праздничного убранства 40-50-х годов выделяются художественные явления, несущие в себе следы дальнейшего развития этого жанра. Одним из них было обращение к традициям народных празднеств, вносившим в оформление яркий национальный колорит, другим - широкое и многообразное использование декоративных возможностей цветоносного света, благодаря чему удачные решения чаще встречались в ночном убранстве городов.







Скрыть комментарии (1)

Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Оформление массовых народных празднеств в СССР"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Необходимость декоративно-оформительского искусств, выставочные экспозиции и произведения прикладной графикиПопытки возродить традиционные формы народных гуляний в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии