Статьи  >>  Декоративно-оформительское искусство
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 13, 2010

Декоративно-оформительское искусство в СССР, послевоенные годы

   Развитие советского декоративно-оформительского искусства в 1945-1970 годы было связано с изменениями в общественной жизни нашей страны и ростом ее международного авторитета. В этот период оформительское искусство заняло видное место в системе декоративных искусств, а художник-оформитель из фигуры второстепенной, иногда безымянной превратился в настоящего творца, организатора зрелищной стороны массовых праздников, экспозиций выставок и музеев. Значительно возросла роль художника в создании повседневного, будничного облика города и всей предметно-пространственной среды.

Работа художника-оформителя была осознана и оценена нашим обществом как важная область многонационального советского искусства. Об этом свидетельствует специально принятое в феврале 1974 года Постановление ЦК КПСС о наглядной агитации. Все это требует теоретического осмысления проблем оформительского искусства. В послевоенные годы появляется ряд статей и книг, а также специальных выставок художников-оформителей.

Декоративно-оформительское искусство как особый вид художественной деятельности имеет свои особенности, во многом отличающие его от других областей декоративного искусства.

Задачи, стоящие перед художником, создающим выставочный ансамбль или ансамбль праздничного города, заставляют его мыслить архитектурно-пространственными категориями. Но он строит не здания или сооружения, рассчитанные на длительное существование и утилитарное их использование человеком. Он оперирует иными строительными материалами, его конструкции мобильны и временны, они имеют совершенно другую функцию, чем здания из бетона и кирпича.

Создавая выставочную экспозицию, рассчитанную на «однократное» общение с каждым отдельным человеком, художник обязан добиться гораздо более сильного воздействия на зрителя, чем обычная архитектурная форма, обычное пространство города или общественного интерьера. Подобно тому как на сцене декорации, костюмы и грим актеров рассчитаны на специфический театральный эффект, так архитектурные и декоративные формы выставочного интерьера, праздничного города выступают в острой преувеличенности, заостренности, продиктованной необходимостью быстрого и сильного воздействия.

Значительный агитационно-пропагандистский элемент, присущий всем видам оформительского искусства, свидетельствует об их родстве с плакатом и монументально-декоративным творчеством. Обращение к массам, расчет на сопереживание, а иногда и на участие большого количества людей - словом, общественный характер «потребления» этого искусства требует от оформителя художественных средств, во многом сходных с монументальной скульптурой и живописью. Подобно тому как настенная роспись дает особые качества архитектурному пространству, ту яге функцию несут монументальные формы, используемые в оформительском искусстве. Обычно это панно, транспаранты, объемные установки из таких «временных» материалов, как картон, фанера, пластмасса, ткань, легкие металлические конструкции - разборные, легко транспортируемые, по возможности дешевые. Связанные с архитектурно-планировочным замыслом монументальные формы в оформительском искусстве всегда являются частью ансамбля - важной, но не самодовлеющей.

Сфера бытования оформительского искусства, его агитационные, пропагандистские, просветительские задачи, кратковременность его воздействия на зрителя - все это требует особых средств художественной выразительности.

Главным носителем содержания становится декоративная форма в ее многообразных проявлениях. Она всегда существует в ансамбле, образуя сложный синтез с архитектурой и монументальным искусством. В отличие от «вещности» керамики, стекла, текстиля, мебели с их утилитарно-бытовой функциональностью, в оформительском искусстве предмет и предметная форма выступают прежде всего как специфически декоративные - как зрелище.

Все виды оформительского искусства ориентированы на восприятие зрителя, из этого исходят и на это направлены. Сильным, даже резким воздействием на эмоциональную сферу художник останавливает внимание, а затем этот интерес делает целенаправленным. Это особенно ярко выражено в прикладной графике, но не менее важно и в выставочном искусстве. Проектирующий рекламу или экспозицию художник учитывает, например, темп движения зрителя и в зависимости от этого строит композицию из крупных или мелких элементов, лаконичных или сложно разработанных, контрастных или спокойных по цвету, учитывает их «читаемость», создает легкое или, напротив, нарочито затрудненное восприятие декоративной формы. Яркий художественный образ, метафора, эмблема, сопоставление фактур, цвет и свет становятся в оформительском искусстве существенными компонентами художественного выражения содержания.

Постепенно развертываясь во времени и пространстве, произведение оформительского искусства (экспозиция, праздничный город) становится зрелищем, в котором изменены привычные акцепты, и обыденное становится значительным. Эта театрализованная праздничность, зрелищность как антитеза будничности и деловитости также является важной особенностью оформительского искусства. Слияние в единое целое не только разных видов пространственных искусств, но и наличие временного фактора - движения, действия - должно быть отмечено как характерное качество оформительского искусства.







Скрыть комментарии (1)

Io - Октябрь 7, 2014

Фото для "Декоративно-оформительское искусство в СССР, послевоенные годы"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
Близость оформительского искусства к театру »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии