Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Керамика РСФСР, художники СССР, 50-е годы 20 века

В отличие от других национальных советских школ русская керамика явилась областью приложения сил как прикладников-керамистов, так и скульпторов, живописцев, а в Ленинграде - и архитекторов. Ее характеризует тесная связь с изобразительным искусством, ярко выраженный пластический элемент и многоцветность, в чем можно усмотреть влияние народной традиции. Пути развития керамики РСФСР в послевоенные годы были сложными и трудными. В 1950-х годах в Москве существовали только две небольшие базы, на которых художники выполняли свои заказы: это подмосковная Гжель и скульптурная фабрика Худфонда РСФСР в Москве. В Ленинграде дела обстояли еще скромнее. Только в мастерских созданного в 1947 году Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (бывш. Штиглица) художники имели возможность работать в керамике, да и то лишь в технике низкого обжига. Культура керамического производства в те годы была крайне отсталой.

Сразу же после войны стала возрождаться Гжель, этот старинный очаг русского керамического производства, благодаря усилиям искусствоведа А. Б. Салтыкова и художника Н. И. Бессарабовой, хорошо изучивших прежнюю гжельскую продукцию по собраниям Государственного Исторического и Кусковского музеев и освоивших ее технологию. Появляются замечательные кружки, кувшины с кобальтовой подглазурной росписью, близкой народному орнаменту («гжельская роза»), а также чайники и декоративные вазы.

В те же 40-е годы Н. И. Бессарабова выполняет и несколько образцов расписной керамики - сухарницу с лепными ручками, обобщенного, лаконичного и мягкого по цвету «Циркового конька». В лице Бессарабовой мы видим сегодня мастера, восстановившего непосредственную связь между старой и новой Гжелью и во многом определившего черты сегодняшней бытовой и декоративной ее продукции.

На Гжельском керамическом заводе Худфонда РСФСР освоили восстановительный обжиг, начали выпускать изделия по некоторым врубелевским образцам («Голова львицы», «Египтянка», «Царь Берендей»), добиваясь, как и в оригиналах, металлического отблеска. В этой технике создавались причудливые торшеры И. Фрих-Хара, чаши («чароны») П. Добрынина, в конце 40-х годов здесь работали скульпторы В. А. Ватагин, Д. В. Горлов, А. Л. Малахин, М. П. Холодная, Е. М. Гуревич, И. С. Ефимов, С. Д. Лебедева, А. Г. Сотников, В. А. Баженова. Создавались не только скульптура, но и посудные формы.

Одновременно с гжельским керамическим производством в 1948 году начинает свою деятельность небольшой керамический цех в Москве на Потылихе. Вначале выпускались вещи, ничем не отличавшиеся от аляповатой «массовки», - грубоватые по форме вазы и урны с обильной лепниной. Создавать что-либо более сложное тогда еще не могли: глазурей было мало, а ангобы только начинали осваиваться. Дело заметно изменилось с приходом в цех технолога С. Разумовского. Появился глазуровочный цех, в 50-х годах начали строиться новые печи, выпуск продукции увеличился. В числе первых, кто пришел на Потылиху, были И. Фрих-Хар, М. Холодная, Э. Гинстлинг, Е. Гуревич, Л. Орлова, работавшие до этого на Конаковском заводе. С середины 50-х годов состав старших керамистов пополняют Г. Кретова, М. Рабинович, Р. Цузмер, М. Тараев, А. Борцов, Н. Романова и многие другие художники из Московского института прикладного и декоративного искусства - М. Фаворская, Н. Куприянова, И. Лясс, М. Макарова, М.Попова, М. Рачгус, А. Зуйнова, Б. Агаян, Н. Петрачева, Р. Шипарева, Р. Ачильдиева, Д. Климова, Е. Ефремова. Выпускники МИПИДИ и ЛВПХУ, приехавшие в Москву (Д. Мухина, Е. Лукинова, Л. Никитина), получили возможность работать в материале грубой керамики.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художественное стекло, стекольная промышленность в СССР в 50 - 70-е годыДеятельность народных мастеров Литвы в СССР 50-е 60-е годы 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии