Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Художественное стекло,  стекольная промышленность в СССР в 50 - 70-е годы

В 1941 -1945 годы многие предприятия стекольной промышленности, находившиеся на оккупированной территории, подверглись значительному разрушению. В 1944 году частично был восстановлен завод «Неман», в конце 1945-го вступил в строй Дятьковский, в 1945-м выпуск художественного стекла начал Гусь-Хрустальный, несколько позже, в 1949 году, - Ленинградская зеркальная фабрика с ее художественно-экспериментальным цехом.

   География производства художественного стекла в стране расширилась. В результате воссоединения областей Западной Украины и Белоруссии в стекольную промышленность СССР влились заводы «Неман» и им. Дзержинского в Белоруссии и группа западноукраинских заводов - Львовский, Стрийский, Нестеровский и др. Стеклотермосный завод в Киеве также стал выпускать сортовую посуду. В Прибалтике выпуск посуды сосредоточился на заводах «Тарбеклаас» в Таллинне и Ильгуциемском в Риге. На ряде стеклозаводов тарного стекла, в частности на Арзнинском (под Ереваном), Тулонском заводе (около Иркутска), на Кутаисском, Ростовском, Ташкентском (завод «Миконд») и других был организован выпуск сортовой посуды.

Стеклоделие, как и другие отрасли народного хозяйства, переживает полосу послевоенной реконструкции. На всех предприятиях снова, как в 20-е годы, был поставлен вопрос об увеличении количества выпускаемых изделий, восстановлении мощности предприятий и переходе на производство художественного стекла. С восстановлением деятельности заводов возникла острая необходимость в кадрах художников для формирования при заводах художественных лабораторий. Профессиональные кадры художников-прикладников готовил Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ).

   Специальная кафедра художественной обработки стекла существовала с довоенного времени только в Таллиннском художественном институте, где подготовку специалистов вел замечательный художник и педагог М. Роосма. Его ученики - Л. Юрген, X. Пыльд и другие - влились впоследствии в творческий коллектив Ленинградского завода. В 1953 году была организована кафедра стекла в ЛВХПУ в Ленинграде, и уже в 1958 году первый отряд его выпускников начал работать в промышленности. В 1960 году такая же кафедра была организована в Высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское) в Москве, в 1962 году - во Львове, позже в Тбилиси. С тех пор советская стекольная промышленность постоянно пополняется художниками-специалистами.

В первое послевоенное десятилетие сохранялась ориентация на довоенный опыт оформления изделий из стекла. Ассортимент массовой посуды был достаточно разнообразен. Может быть, поэтому формы изделий на протяжении нескольких лет почти не менялись, работе над созданием новых форм уделялось недостаточное внимание. Декорировка же стеклянных изделий чаще всего представляла собой механическое комбинирование одних и тех же элементов алмазной грани различной степени усложненности. Такое направление укреплялось и поддерживалось экономикой производства и системой ценообразования (чем сложнее рисунок, тем выше цена), а также производственными условиями. Большой отряд квалифицированных потомственных мастеров - алмазников, гравировщиков, специалистов по глубокому травлению стекла и т. д., - воспитанных на старых традициях, оберегал уже сложившееся отношение к материалу. Эти взгляды были очень прочны и постоянны, и потому отдельные робкие попытки нововведения не встречали поддержки.

 Характерным было сочетание разнородных видов обработки стекла в одном предмете (алмазная грань с гравировкой, живописью, травлением). Принцип построения рисунка алмазной грани на хрустале оставался, хотя благодаря введению в орнамент сюжетных мотивов и растительных узоров изделия числились в разряде новых, современных. Бытовой посуды из гладкого стекла не производили вовсе, считая такие изделия полуфабрикатом, требующим художественной обработки.

Конечно, это не означает, что первые послевоенные годы ничего не дали в области стеклоделия. На Дятьковском, Гусевском хрустальных заводах, заводе «Красный гигант» работали опытные художники, произведения которых обращали на себя внимание конструктивностью построения формы и логикой композиционного решения рисунка алмазной грани. Таковы, например, вазы «Камушки» и «Ромашки» А. Липской, сервиз «Юбилейный» Н. Ростовцевой, ваза «Шишка» Е. Шувалова, приборы для вина и воды Н. Матушевской. Несмотря на старый художественный язык, в этих работах уже угадывался новый принцип создания формы и декора, характерный для 1960-х годов.

Центром развития нового направления был Ленинград, где художники проводили работу, направленную на создание форм бытовых изделий, предложив в 1945-1957 годах свыше сотни новых образцов для советской стекольной промышленности. Был увеличен объем работ художественно-экспериментального цеха: оказалось возможным привлечь к постоянному сотрудничеству новых художников, их количество с годами возрастало. В. И. Мухина, часто приезжая в Ленинград, осуществляла в этот период общее художественное руководство деятельностью цеха. Главным художником стал Н. Эйсмонт.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Поиски декоративной композицииКерамика РСФСР, художники СССР, 50-е годы 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии