Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Малая декоративная пластика СССР - национальная самобытность, Грузия и Армения

В одних случаях объемное скульптурное изображение как бы «отделяется» от сосуда, украшенного фигурами животных, «снимается» с него и начинает жить самостоятельно; в других случаях в декоративных скульптурах легко узнается его прообраз - фигурный декоративный сосуд, лишенный уже утилитарных качеств; в нем нет ни горловины, ни отверстия, объем сосуда перестает быть полым. Обобщенность форм, идущая от структуры сосуда, облегчает художнику шаг к аллегорической трактовке образа. Анималистические скульптуры Грузии середины 60-х годов - это не просто изображения оленя, горного козла, барана, быка, но также и символические олицетворения то стремительно легкого движения (олень), то торжествующей силы (горный козел, баран), то тяжелой грозной мощи (быки). При такой трактовке естествен ярко выраженный типологический, а не индивидуализированный характер образа. Это хорошо согласуется с традиционной для искусства Закавказья тягой к обобщению, к сведению формы к цельному, почти нерасчлененному объекту.

Несмотря на то, что в некоторых работах грузинских керамистов сказываются тенденции стилизации и канонизации ранее найденных пластических приемов, грузинская анималистическая скульптура в 60-х годах развивается успешно. Об этом свидетельствуют такие произведения, как «Олень» Р. Метревели, «Олененок» М. Джалагания, «Бык» и «Баран» Р. Цухишвили, «Тур» О. Бедошвили, и многие другие.

Обращаясь к образу человека, грузинские керамисты обычно придерживаются более привычного для них жанра сосуда-скульптуры. Таковы «Декоративный кувшин» И. Гачечиладзе (1965), изображающий женскую фигуру, декоративная ваза «Женщина» (Ш. Нариманишвили), фигура-сосуд в виде женщины в национальном костюме (Ж. Почхидзе), кувшин и стакан для воды Н. Кикнадзе в форме женских голов. Эти работы также характеризуются большой обобщенностью, но в них ощущается происхождение от фигурного сосуда. Видимо, на первых порах художникам было трудно преодолеть известную инерцию традиционной формы.

Произведения армянской скульптуры малых форм первой половины 50-х годов - фарфоровые фигурки музицирующих или поющих девушек в национальных костюмах с соответствующими атрибутами и т. п. - мало чем отличались от подобных же вещей, выполнявшихся художниками других республик. Тем интереснее интенсивный процесс преодоления иллюстративности и подражательности в творчестве армянских художников 60-х годов.

Художники Армении старшего поколения

В Армении традиции народного искусства тесно сплетены с жизненно важными процессами сохранения и развития самобытности национальной культуры. Закономерно, что художники Армении старшего поколения (Р. Шавердян, Р. Симонян) и молодого идут в малой пластике через освоение народных традиций, а иногда почти через буквальное их повторение. Об этом говорят, например, такие произведения Симонян, как сосуд-скульптура «Птица Феникс» (1954, фарфор), созданная под доминирующим воздействием народных орнаментальных форм. Работы начала 60-х годов говорят уже о том, что изучение и взволнованное переживание народного творчества открыло художнице путь к подлинно национальному современному искусству. Оригинальность ее декоративных скульптур в значительной мере кроется в их своеобразном генезисе. Как и в пластике Грузии, они ведут происхождение от форм национальной бытовой посуды, но в ином варианте. В творчестве Р. Симонян гончарный сосуд строгой отвлеченно-гармонической формы сам превращается в обобщенную декоративную скульптуру. Этот процесс ощущается как вполне естественный: в пластически выразительных объемах и поверхности старых бытовых сосудов Армении художник улавливает очертания женской фигуры, ее пропорции, рукотворный характер лепки.

Привлекательность декоративной пластики Армении

   В скульптурах Р. Симонян крепкая и точная пластическая основа: закономерность вытянутых на гончарном круге форм вращения, их соотношение друг с другом. Все это позволяет достигать интереснейших декоративных эффектов, конкретизируя пластическую массу выразительными, условно переданными деталями народного костюма, украшений.

Такова одна линия развития армянской декоративной скульптуры. Другая связана с именами молодых художников. В произведениях А. Чакмакчяна, Д. Бабаяна чувствуется веяние более широких традиций художественной культуры; в них мы видим острое сочетание или, вернее, взаимопроникновение ярко пережитых национальных и общеевропейских мотивов. Такова, например, скульптура А. Чакмакчяна «Пастух» (1966), где декоративно заостренный образ, созданный смелыми контрастами пластических форм, приобретает обобщенный эпический характер.

Привлекательность декоративной пластики Армении, залог ее жизненности заключены в своеобразном подходе к обобщению пластической формы, в найденности пропорций, в пристрастии к камню, как к идеальному материалу скульптуры, в неосознанном, может быть, стремлении находить и в других материалах - керамике, дереве - качества, приближающие их к структуре и поверхности по-разному обработанного камня. Своеобразно у армянских скульпторов и ощущение цвета. Это обычно сдержанный и суровый естественный цвет материала, различные тона, получающиеся при огневой обработке керамики и сплавляющихся с ней глазурей и полив. Тем выразительнее оказываются на этом фоне немногие удары яркого горячего цвета, подчеркивающего эмоциональный строй скульптуры, ее характер.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Малая декоративная пластика СССР - национальная самобытностьПоиски декоративной композиции »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии