Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Малая декоративная пластика СССР - национальная самобытность

   Пластический эффект достигается выразительным соотношением крупных шарообразных форм (детские головки, мячи и т. д.), полученных путем «скатывания» глины и налепленных на них деталей из глиняных «веревочек». Тонкий «жгутик» рисует локоны, косички, бровки, рты, украшения платья и т. д., налепляемый на основные объемы; естественно сгибающаяся «колбаска» глины убедительно изображает ручку ребенка, его согнутую ножку, передавая живой ритм движущейся фигурки и как бы приводя к одному знаменателю структуру мертвой и живой материи, отчего повышается выразительность и той и другой.

При обращении прибалтийских скульпторов к другим материалам наблюдается сходное явление. Здесь прежде всего необходимо сказать о литовском художнике Ю. Кедайнисе, о его декоративных скульптурах из кованого железа 1963- 1967 годов «Стоящая», «Птица», «Дружба», подсвечник «Кузнец» и других работах. Эмоциональный и декоративный эффект достигается в скульптурах Кедайниса с необычайным лаконизмом, иногда лишь намеком, очень точно вобравшим в себя характер живого движения. Этот отчетливый «голос материала» позволяет достигать большой степени обобщенности. Противоборство куска металла и органической формы, выливающееся в гармоничное единство, вызывает интерес, придает образу глубину и многоплановость.

Очень бережно подходят мастера Прибалтики к естественному цвету материала, прежде всего глины и дерева. Они используют тонкие оттенки красной или серой глины, иногда подчеркивая мягкость, бархатистость рыжеватого, розового, жемчужного тонов, покрывая для контраста отдельные места глазурями и сочетая гладкую поверхность с шероховатой, матовую - с блестящей.

В шамоте искусно обыгрывается грубость его поверхности, зернистость структуры. Эти качества материала выявляются отнюдь не как самоцель, а как средства, усиливающие декоративное звучание образа, создающие определенную эмоциональную атмосферу произведения. В середине 60-х годов стремление максимально использовать декоративные и эмоционально-выразительные возможности материала становятся типичными для советской малой пластики в целом. И, безусловно, плодотворное воздействие оказало здесь прежде всего искусство художников Прибалтики. В середине 60-х годов в ряде наших республик формируются самостоятельные национальные школы декоративной пластики.

Грузинская скульптура малых форм в тот период еще только складывалась, хотя пластическое видение издавна было свойственно грузинским народным мастерам. Однако скульптурное изображение до самого последнего времени было «вплавлено» в структуру бытового предмета. Широко распространенные в грузинском прикладном искусстве, и в первую очередь в керамике, традиционные сосуды для вина и воды часто имели форму, напоминающую облик животного - оленя, горного козла, быка. Необходимость создать в первую очередь не изображение, а сосуд, предмет ярко выраженного архитектонического строя, обуславливала большую меру обобщения: изображение, по существу, сводится к намеку на органическую форму и двум-трем лаконичным деталям, усиливающим характеристику животного. Таковы, например, сосуды-скульптуры Р. Яшвили, Ш. Нариманишвили, Р. Цухишвили и других мастеров.

Во второй половине 60-х годов здесь наблюдаются чрезвычайно важные явления, с особой ясностью прозвучавшие на Выставке современного грузинского искусства чеканки и керамики в Москве в 1965-1966 годах.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Малая пластика в УССР, Латвийской и Литовской ССРМалая декоративная пластика СССР - национальная самобытность, Грузия и Армения »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии