Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Малая пластика в УССР, Латвийской и Литовской ССР

На выставке 1967 года Г. Кичула показал ряд терракотовых скульптурных композиций на темы народного быта Западной Украины (поющие и танцующие дети, молодежь). Отталкиваясь от народных приемов обобщения формы, художник иногда сливает несколько фигур в общий скульптурный объем, чуть намечая границы форм линейной росписью черной глазурью и выявляя ближние к зрителю объемы выступающим рельефом. М. Стецюк заимствует из арсенала народной пластики не только трактовку формы, но и свойственный майоликовой скульптуре косовских мастеров желтоватый цвет эмали (фона) и желто-зелено-коричневый - росписи. П. Дерещук тоже по-своему интерпретирует народную традицию: оставляя просветы между фигурами, он сочетает некоторую ажурность композиции со слитной малорасчлененной трактовкой самой формы. Этот художник более щедро, чем его собратья, применяет графическую роспись, детализирующую форму или покрывающую ее сеткой орнамента в духе народной вышивки. Вместе с тем в жестах, движениях фигур, в лицах его персонажей заметна некоторая манерность, совершенно не свойственная народной пластике. Для всех представителей этого направления характерно стремление вызвать впечатление наивности и простоватости образов, по-видимому, отождествляемых ими с «народностью» произведения.

Другое направление львовской пластики связано с более широким кругом явлений и традиций: здесь чувствуется знакомство художников с опытом современного европейского искусства и стремление найти свое понимание формы, цвета, соотношения пластического объема и пространства. Так работают Я. Шеремета, В. Нагирина, Р. Петрук, Т. Драган. Глиняные фигурки Я. Шереметы, еще несвободные от сторонних влияний, отличаются острым ощущением пластичности материала, ярко выраженным лепным характером вещей.

Формы керамических произведений В. Нагирина жестковаты, словно они не из глины, а из металла. Он стремится к большой условности форм, к некоторой геометризации скульптурных объемов. Весьма интенсивно шло развитие декоративной скульптуры республик Советской Прибалтики, особенно Эстонии и Литвы. Здесь раньше других ставятся собственно пластические задачи, в 60-х годах расширяется творческий кругозор художников, критически пересматривается зарубежный опыт.

Бережное, внимательное отношение художника к материалу, раскрытие его декоративных свойств и качеств характерно для творчества многих керамистов Прибалтики. И здесь намечаются две параллельные линии развития. Одни скульпторы видят в глине, шамоте и других керамических материалах компактный блок - основу будущей скульптуры. Его слитные, обобщенные массы и объемы дают первый отдаленный намек на образ, который художник конкретизирует в процессе дальнейшей пластической проработки. Примером могут служить декоративные скульптуры литовских и эстонских художников, показанные на выставке «25 лет Советской Прибалтики» (1965).

Керамисты Прибалтики понимают глину как материал, охотно поддающийся лепке, естественно и без усилия сгибающийся, скручивающийся, сминаемый. Такой подход характерен в первую очередь для скульпторов Латвии. Очень широко и разнообразно, с оттенком легкой шутливости разыгрывается в этом плане тема детства, столь любимая прибалтийскими художниками. Характерный пример - пластика латвийской художницы О. Аболиня («Лето», 1965). Серия эта состоит из нескольких групп фигурок детей и животных, складывающихся в забавные жанровые сценки летнего отдыха.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Малая пластика на Украине в СССР, фарфор, майолика, терракота, шамотМалая декоративная пластика СССР - национальная самобытность »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии