Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Малая пластика на Украине в СССР

   В украинской скульптуре малых форм выявилось два четко определившихся направления: деятельность художников и предприятий художественной промышленности, территориально тяготеющих в одном случае к Киеву, в другом - Львову. В рамках этих направлений в начале 60-х годов также наметилась тенденция, ведущая от иллюстративных, натуралистических решений к декоративному обобщению формы.

«Киевская» ветвь малой пластики представлена произведениями художников Киевского, Коростенского, Барановского заводов (фарфор), а также Будянского и Васильковского (фаянс и майолика). Анималистическая пластика художников Васильковского завода, и в первую очередь Г. Денисенко, привлекает цельностью формы, красивой игрой глазурей, убедительностью условно переданного движения животных. В. и Н. Проторьевы удачно применили в характеристике своих глиняных фантастических зверей великолепные народные приемы рельефной орнаментальной трактовки шерсти животных и оперения птиц. Ими создана целая серия сказочных добродушных чудищ, варьируемых с неисчерпаемой фантазией. Эти притворяющиеся свирепыми драконы с невероятно смешными мордами или гордые своим великолепием птицы невольно заставляют улыбнуться каждого.

В украинской пластике фарфор до недавнего времени понимался как некий тестообразный, «плывущий» материал, предопределяющий несколько «смазанную» трактовку форм. Это не было подлинным обобщением, вытекающим из характера образа, а скорее, внешним упрощением формы, сводящимся к опусканию некоторых деталей, к сглаживанию поверхности.

В широко распространенных жанровых сценах и фигурках в национальных украинских одеждах крупные скульптурные массы - юбки, шаровары - даются как нерасчлененные цельные объемы, без достаточного учета пластических законов построения скульптурной формы. Роспись здесь играет подсобную роль: применяется в основном красный цвет, вырисовывающий те или иные детали, иногда передающий узор ткани, черты лица.

С тех пор многое изменилось в украинской скульптуре «киевского круга». В ряде работ середины 60-х годов, например в композиции В. Щербины «Прощание» (Киевский экспериментальный завод), видны поиски пластического эквивалента живого движения, ритмизации форм, декоративности силуэта. Особенно значительные сдвиги в этом направлении происходят в самом конце 60-х годов в творчестве В. Щербины, О. Жникруп, В. Трегубовой и других художников.

Интересно, что в эти годы скульпторы, обычно работающие в фарфоре, иногда переключаются на другой материал - майолику, терракоту, шамот. Видимо, это помогает им отойти от ставшего привычным хода мыслей, освежить не только свое восприятие жизни, но и чувство материала. Характерны в этом отношении некоторые вещи В. Трегубовой, работающей на Коростенском фарфоровом заводе. В скульптуре «Сидящая девушка» (шамот, 1964) ей удалось выйти за рамки банальной характеристики образа, которая снижала художественный уровень многих ее прежних работ. Здесь Трегубова отказывается от юмористического отношения к изображаемому. Девичий образ поэтичен, чист и строг. В этой работе найдена органичная манера обобщения и свое отношение к материалу. Продолжая работать в грубой керамике, во второй половине 60-х годов Трегубова обращается к образам, в которых видна характерная для украинского народного творчества добродушная улыбка.

   О крупных сдвигах украинской скульптуры малых форм говорят работы художницы Киевского фарфорового завода О. Жникруп. Она находит свое, освеженное пафосом первооткрытия, отношение к фарфору как к драгоценному материалу - тонкому и хрупкому, прекрасно выявляющему форму во всех подробностях и деталях и в то же время помогающему достигать цельности скульптурного объема благодаря своему нежному блеску и мягкой пластичности. В сочетании с удачным приемом воздушной высветленной росписи, не закрывающей поверхности, а лишь подчеркивающей сверкающую красоту фарфора, Жникруп создает свое великолепное «Чаепитие», открывающее дорогу принципиально новым художественным решениям. Значение таких произведений выходит далеко за рамки личного творческого успеха художника.

В «львовской ветви» украинской малой пластики второй половины 60-х годов большое распространение получили терракота, майолика, шамот. На Выставке декоративного искусства 1967 года во Львове определились два подхода к традиции прошлого. В одном случае художники берут на вооружение приемы и формы только местного происхождения, то есть народного искусства Западной Украины. Отсюда характерные приемы обобщения формы, сочетание малорасчлененных объемов с конкретизирующей их росписью скорее линейного, чем живописного характера, в манере - близкой майоликовой пластике косовских народных мастеров. Иногда здесь ощущается определенный налет стилизации под народное творчество. Эту линию представляют произведения художников Г. Кичулы, М. Стецюка, П. Дерещука и других мастеров.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Поиски новых декоративных форм в СССР, фарфорМалая пластика в УССР, Латвийской и Литовской ССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии