Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Поиски новых декоративных форм в СССР, фарфор

   В поисках декоративного обобщения форм П. Веселов приходит к компактной скульптурной массе фарфора и живописному пятну в росписи. Его занимает проблема соотношения скульптурных объемов в композиции, составленной из отдельно стоящих фигур, и он добивается здесь интереснейших результатов («Еноты», «Медвежата», фарфор). Необычайно убедительна композиция 1967 года «Перегон верблюдов», где три верблюда несут на спине маленьких верблюжат. Грубая керамика каких-то «пустынных», коричневато-охристых тонов, непохожая па фарфор слегка бугристая трактовка поверхности, четкость силуэтов и мерный ритм линий, ассоциирующийся с неторопливой поступью шагающих по песчаным равнинам верблюдов, - всеми этими почти неуловимыми средствами художник достигает эмоциональности образа. Названные произведения П. Веселова принадлежат к лучшим образцам современной декоративной пластики.

С. Вайнштейн-Машурина владеет тайной музыкальных ритмов выразительного движения скульптурных масс, выявляя с их помощью характер, свойственный тому или иному животному, - змеистую плавность играющих куниц или напряженную силу готовой к прыжку пантеры.

Значительную роль в развитии малой пластики РСФСР играли в 60-х годах молодые художники. Их смелое творчество, пусть в ту пору еще не достигшее полной зрелости, вносило в декоративную скульптуру новую струю.

Художница Гжельского (Турыгинского) фарфорового завода Л. Азарова, а вслед за ней Н. Квитницкая, возродив богатые возможности кобальтовой росписи по фарфору, удачно дополняют ею обобщенную форму своих небольших фигурок: синий цвет ложится то свободной графической линией, то густым темно-синим пятном, то легкой голубоватой подцветкой. Смело покрывая поверхность скульптуры геометрическим и растительным орнаментом, художницы придают своим произведениям сказочный и несколько наивный лубочный характер.

Способность находить новые повороты

   М. Пермяк, много сделавшая в области анималистической пластики, в конце 60-х годов с успехом работает и над жанровыми декоративными скульптурами в фарфоре. Особенно ценна ее способность находить новые повороты даже очень банальных сюжетов. Таковы скульптуры «Рыбачка с сетями», «В гимнастическом зале» (терракота) с их выразительным распределением масс и объемов.

У художницы Дулевского фарфорового завода К. Рябининой свое понимание фарфора: она трактует его как твердый кристаллический материал с плотной блестящей поверхностью и четкими гранями. Но при этом создаваемые ею образы очень поэтичны. Избирая наиболее характерные детали, решительно опуская все, что не служит выявлению замысла, художница передает с добродушной иронией различные психологические оттенки, например важную поступь сказочного пуделя, бережно, «с чувством ответственности» несущего легкую фигуру девушки («Мальвина и пудель Артемон», 1965).

В жанре самой миниатюрной, настольной пластики из фарфора выступает Ю. Львов. В его миниатюрах «Интересная передача», «Дачники» и других незатейливых бытовых сценках найдена нужная мера обобщения и юмористической занимательности.

Интересно и каждый по-своему работают также В. Петров, Т. Сапожникова, Е. Сапронова, М.Житкова, Г. Садиков, В. Сергеев, А. Белашов. Все они ищут декоративной выразительности, содержательности образа. Их творчество обогащает русскую декоративную скульптуру малых форм новыми открытиями. На Украине камерная пластика бытует в видах промышленного и индивидуального производства и продолжает свое развитие в искусстве народных мастеров.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Формирование национальных школ советских декоративных изделий (продолжение) фарфор, майолика, скульптура и пр.Малая пластика на Украине в СССР, фарфор, майолика, терракота, шамот »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии