Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Формирование национальных школ советских декоративных изделий (продолжение) фарфор, майолика, скульптура и пр.

Серия майоликовых скульптур Н. Бессарабовой- «Цирк» (1966-1967) -имела уже более законченное пластическое решение. Первоначальная гончарная основа теперь угадывается лишь в целостности объемов, в композиционной нерасторжимости фигур - например, в «Укротительнице со львом». Очень светлые, почти белые эмали на красном черепке глины дают поразительный эффект: чуть просвечивающая изнутри розоватость вызывает ощущение живой теплоты, струящейся в жилах крови и в то же время возвращает к мысли, что перед нами не просто изображение, а скульптурный блок очень красивого материала - красной глины, покрытой светлыми эмалями.

С. Велихова и Г. Столбова, продолжая работать в фарфоре, преодолевают вялость форм и инертность пластического движения своих скульптур начала 50-х годов благодаря резкому облегчению объемов и усилению роли силуэта. Вследствие этого скульптурные формы перестают быть безразличными к окружающему пространству, они начинают живо взаимодействовать с ним. Это придает своеобразие их скульптурам середины 60-х годов (например, «Официантка» Велиховой или «Стирка» Столбовой); женские фигурки приобретают здесь изящество, не переходящее, однако, в салонную красивость.

Некоторые художники - О. Богданова, М. Пермяк, отчасти Н. Малышева, - придавая новую роль подставке или отказываясь от нее и заставляя зрителя воспринимать доску стола, полку шкафа, на которой стоит скульптура, как ее неотъемлемую композиционную часть, также усиливают декоративность пластического решения.

А. Бржезицкая, нашедшая к началу 60-х годов свой стиль декоративного обобщения скульптурной формы, достигает пластической выразительности, не жертвуя ни ясностью сюжетной ситуации, ни характерностью образов. Ей удается нащупать интересные повороты темы, оригинальные композиционные решения. В некоторых произведениях Бржезицкой достигается такая органичность обобщенного восприятия формы, что при этом художник может позволить себе любую степень детализации в лепке или в росписи, не нарушая впечатления цельности скульптуры. Об этом красноречиво говорят ее работы из сюиты «Цирк» (1967), «В народном театре» (1969), «Ревизор» (1974) и др.

Художник-анималист Б. Воробьев выполнил для Ленинградского фарфорового завода сотни моделей, которые годами выпускались массовым тиражом. Он не ищет в характере изображаемого зверя черт, аналогичных свойствам человека, не стремится, изображая медведя, лань или пантеру, эзоповым языком говорить о делах людских. Нет в произведениях Б. Воробьева и того юмористического, шутливого отношения к натуре, которое характерно, например, для мастеров богородской резьбы по дереву. Скульптор хорошо знает повадки каждого животного, остро подмечает особый его характер, манеру двигаться. Иногда он детально прорабатывает форму («Бычок», 1959), а иногда, наоборот, обобщает ее (например, в «Выдре» или «Ласке», 1959), потому что сам образ юркого подвижного зверька, как бы отлитого из одного куска, подсказывает такое решение. Обычно Б. Воробьев делает свои скульптуры без подставки, что придает им легкость и естественность.

В 60-х годах продолжали успешно работать в малой пластике многие художники старшего и среднего поколения: С. Евангулов, С. Орлов, Д. Горлов, А. Сотников, П. Кожин, И. Слоним, Н. Максимченко, О. Малышева и, конечно, старейшины декоративной скульптуры - И. С. Ефимов и В. А. Ватагин. В первую очередь это были работы анималистического жанра. В этом же плане немалых успехов достигли художники среднего и младшего поколения - П. Веселов, С. Вайнштейн-Машурина, Г. Садиков, В. Сергеев, А. Белашов, Д. Шушканов и другие.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Формирование национальных школ советских декоративных изделийПоиски новых декоративных форм в СССР, фарфор »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии