Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Формирование национальных школ советских декоративных изделий

   Середина 60-х годов ознаменовалась в творчестве советских художников интенсивными поисками специфики современной декоративной скульптуры. От подробного иллюстративного рассказа художники переходят к более обобщенной характеристике образов, к выявлению содержания средствами декоративной пластики. Это был путь, ведущий ее к обретению собственного лица. Первостепенное значение приобретали проблемы выразительности пластического языка. Декоративность начинает пониматься теперь как средство, помогающее выражать содержание современности и «открывающее» скульптуру навстречу окружающей интерьерной среде.

В непосредственной связи с этим становится обостренное «чувство размера», то есть найденности величины скульптуры по отношению к интерьеру и его обстановке. С одной стороны, намечается тенденция к уменьшению размера декоративной скульптуры и превращение ее в миниатюру, предназначенную для жилого интерьера. Это прежде всего касается пластики из фарфора, фаянса, кости, дерева. С другой стороны, заметно стремление к значительному увеличению масштабов, к монументальности тех декоративных скульптур, которые предназначались для интерьеров общественных зданий и наружных городских пространств. Работающие в этом плане художники чаще обращались к таким материалам, как грубая керамика, шамот, кованое железо, древесина различных пород. К размеру произведения художники стали относиться как к приему, связанному не только с местоположением скульптуры в ансамбле, но и с внутренней характеристикой ее образа.

Формирование национальных школ советской декоративной скульптуры

  Свойства материала оказываются в центре внимания художников. Общее для всех видов декоративного искусства стремление к выявлению декоративных образно-выразительных возможностей материала, поиски новых эффектов, достигаемых в процессе создания вещи, рождали самостоятельные задачи, разнообразно и интересно решаемые в малой пластике 60-х годов. Обострился интерес и к эффектам, таящимся в самой технологии, к фактуре, например, которая может придать произведению неповторимость, особую окраску и свежесть, недоступные в другом материале и при другой технике изготовления. С середины 60-х годов можно уже с полным основанием говорить о формировании национальных школ советской декоративной скульптуры.

Малая пластика, связанная с деятельностью заводских коллективов, мастерских Художественного фонда и индивидуально работающих художников, получила развитие в таких республиках, как РСФСР, Литва, Эстония, Армения, Грузия, Украина. В республиках Средней Азии, в Белоруссии, Молдавии этот жанр искусства характеризуется прежде всего творчеством народных мастеров при сравнительно малом развитии художественной промышленности и небольшой активности индивидуально работающих в этой области художников. Правда, в Молдавии в конце 60-х годов уже появляется группа скульпторов, показавших на Всесоюзных выставках декоративного искусства конца 60-х - начала 70-х годов яркие, своеобразные произведения малой пластики, - А. Силицкий, А. Ликунова, Л. Янцен, Н. Сожина, Ю. Барончук, B. Бондарчук и другие. В общем русле развития советского декоративного искусства художники различных республик нащупывают пути, соответствующие характеру национальных традиций и их собственному ощущению формы и цвета.

Творчество художников России

В сложении национальных школ важную роль играют также условия предшествующего социально-исторического развития. Весьма разнопланово развивалось в 60-х годах творчество художников России. Многие из них работали в малой пластике еще в 40-50-е годы и неизбежно отразили в своих работах противоречия того времени.

Можно проследить, как шаг за шагом, порой трудно и мучительно преодолевают ограниченные стороны своего творчества такие художники, как Н. Бессарабова, О. Богданова, А. Бржезицкая, C. Велихова, Г. Столбова, М. Холодная и многие другие. Художники идут к созданию декоративной скульптуры, основная идея которой раскрывается всем ее пластическим и цветовым строем.

Н. Бессарабова, снискавшая заслуженную известность работой по возрождению фарфора Гжели с подглазурной кобальтовой росписью, в 50-х годах делала добросовестные грамотные вещи, которые, однако, не внесли ничего принципиально нового в пластику из фарфора. В начале 60-х годов Бессарабова обратилась к майолике, и новый материал освежил ее восприятие скульптурной формы. Так родилась серия женских фигур- «Певица», «Дрессировщица с собакой», «Свинарка». В них чувствуется новый подход к осмыслению скульптурной массы, тяготению к обобщению формы. Н. Бессарабова - художник, великолепно знающий не только технологию керамики, но и таящиеся в ней эстетические возможности, - использует в скульптуре форму, получаемую при обработке глины на гончарном круге: намечается основной объем фигуры - широкая юбка до полу. В работах рубежа 60-х годов прием этот еще слишком обнажен, подчеркнут. Придавая определенную цельность блоку материала, он не «работал» еще на образ, хотя и был многообещающей находкой.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Малая декоративная пластика СССР - фарфор (продолжение)Формирование национальных школ советских декоративных изделий (продолжение) фарфор, майолика, скульптура и пр. »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии