Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Малая декоративная пластика развитие в СССР - фарфор (продолжение)

Выставки конца 60-х - начала 70-х годов со всей очевидностью показали, что в современных изделиях из фарфора, как и в других отраслях советского декоративного искусства, все более отчетливо выявляется тенденция к усилению эмоционально-образных качеств предмета. Долгие годы усердно закрываемая росписью и позолотой белоснежная поверхность фарфора, оттеняемая выразительным красочным декором, вновь засверкала своим естественным цветом.

Оглядываясь на путь, пройденный советским фарфором за последние четверть века, можно с полным основанием говорить о нем, как о живом, постоянно изменяющемся и обновляющемся художественном явлении, которому открываются еще более широкие возможности в будущем.

Если сопоставить такие далекие друг от друга явления, как русская анималистическая пластика (Ломоносовского фарфорового завода) и майолика Грузии, то нетрудно убедиться, что здесь нет сколько-нибудь заметных различий ни в стиле, ни в характере, ни в принципах росписи. «Индийская женщина» (1957, клинкер) эстонской художницы Э. Пийпуу, «Корейский танец» (1951) А. Бржезицкой, «Туркменская ковровщица» (1955) О.Богдановой, «Китаянка с зонтиком» (1954) О. Артамоновой, «Танец Узундара» Р. Симонян (1952) выявляют очевидное сходство не только в манере изображения, но и в образной трактовке всех этих произведений.

В середине 50-х годов в связи с переменами, происходившими в области архитектуры, остро встал вопрос о дальнейших судьбах малой декоративной пластики. Забота о строго функциональном назначении всех предметов, предназначенных для жилого и общественного интерьера, вызывала на первых порах недооценку произведений малой пластики, не имеющих прямого утилитарного назначения.

Низкий художественный уровень большинства массовых изделий тех лет еще больше дискредитировал сам этот жанр, зачислявшийся тогда кое-кем в разряд «излишеств». Высказывалось мнение, будто бы современный человек нуждается лишь в простых и целесообразных предметах бытового обихода и что только к их созданию и сводятся задачи декоративно-прикладного искусства. В эти годы возникает стремление предельно ослабить изобразительное начало в декоративном искусстве, чтобы таким образом вернуть бытовой вещи ее специфику и уйти от подражания станковому искусству. Эта тенденция распространялась и на малую декоративную пластику, что, естественно, ставило ее в тяжелое положение и мешало решению специфических задач.

К середине 60-х годов пафос отрицания всякого рода «излишеств» ослабевает. Вновь ощущается потребность в образной и сюжетно-изобразительной содержательности бытовых предметов декоративного искусства. Возрождается интерес и к декоративной скульптуре, осознается закономерность ее вхождения в новые жилые и общественные интерьеры. Одновременно происходят глубокие внутренние изменения в самом характере малой декоративной пластики, возникает тяготение к известной камерности, интимности се образов. Вместо произведений, претендовавших на решение тем большого общественного значения, начинают преобладать бытовые сюжеты, жанровые композиции иногда интимного, лирического, иногда комического и даже гротескового плана. Особое распространение получают темы материнства, детства, театра, изображение танцев, забавные сценки из повседневной жизни, анималистический жанр.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Малая декоративная пластика СССР - фарфор, фаянс, майолика и пр.Формирование национальных школ советских декоративных изделий »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии