Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Малая декоративная пластика СССР - фарфор, фаянс, майолика и прочее

В послевоенные годы наиболее распространенными материалами для малой пластики заводского производства оставались фарфор, фаянс, майолика. В народных художественных промыслах (о которых речь пойдет в соответствующей главе), а также некоторыми индивидуально работающими скульпторами применялись и другие материалы: дерево, кость, металл, стекло, камень, в начале 60-х годов делались попытки использовать и пластмассы.

Основную массу фарфоровых, фаянсовых, майоликовых изделий выпускали заводы государственной промышленности. В ряде республик (в первую очередь в Прибалтике и Закавказье) созданием скульптуры малых форм занимались предприятия Художественного фонда Союза художников СССР.

Для большинства выпускаемых в 40-х - начале 50-х годов скульптур из фарфора и майолики характерны иллюстративность, стремление к предельной конкретизации сюжетов. Это характерно даже для произведений явно аллегорического характера. Один из ярких тому примеров - композиция А. Бржезицкой «Дружба во имя мира» (1951, фарфор, Дулевский завод), где юноша-москвич широким жестом руки показывает своим спутникам - представителям черной и желтой расы - панораму города. Идея братства народов мира облечена здесь в весьма бытовую и вместе с тем назидательную форму. Подобная тенденция оказалась довольно устойчивой. Можно вспомнить в этой связи скульптурную группу «Фестиваль» С. Вайнштейн-Машуриной (1957, фарфор), скульптуру С. Велиховой «Рабочий» (1959, фарфор, совместно с И. Николаевой, Г. Столбовой) и многие другие аналогичные примеры.

Недостаток декоративности своих произведений работавшие на заводах художники стремились восполнить тем, что придавали им нарядный, «дорогой» вид с помощью яркой раскраски и обильной позолоты. Однако в сочетании с дробной и вялой манерой лепки броскость росписи еще больше подчеркивала невыразительность формы.

Обращение художников к национальной теме

   Наиболее распространенными сюжетами скульптуры малых форм были в те годы жанровые сценки, наделенные аллегорическим смыслом: чаще всего это были изображения людей в национальных костюмах, фигуры рабочего или колхозницы с атрибутами их труда, персонажи народных сказок и басен и т. п.. И хотя в эти годы наряду с рядовой продукцией керамических заводов можно было иногда встретить произведения, которые заметно отличались своеобразием замысла, ясностью пластического языка, образной эмоциональностью, это было все же исключением. Большинство работ уникального, «подарочного» плана рознилось от обычной продукции заводов лишь более сложной тематикой героизированного характера, стремлением создавать аллегорические образы.

Торжественные, богато расписанные, преувеличенные в своих размерах, они ставились как маленькие памятники на высокий пьедестал, украшенный золотом, и снабжались поясняющими смысл атрибутами. В таких работах, как правило, слабо учитывалась специфика малой декоративной пластики, законы и возможности материала. Обращение художников к национальной теме часто лишним поводом для усиления цветистости росписи и акцентировки этнических особенностей, особенно пестрых национальных одежд. Однако и в этом случае декоративность фарфоровых фигурок была поверхностной, образы оставались нивелированными, словно много раз виденными.

Работая над новыми, уникальными образцами, художники теперь часто не преследуют цели прямой утилитарности изделий, чтобы более углубленно и творчески решать проблемы декоративной выразительности. Они рассматривают эти образцы как необходимый этап творческой работы, предшествующий созданию и освоению новых изделий в массовом производстве.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Культура художников-фарфористовМалая декоративная пластика СССР - фарфор (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии