Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 30, 2010

Культура художников-фарфористов

Сам облик складывающегося интерьера и всех составляющих его художественных компонентов наталкивал художников на создание сосудов и сервизов, отличающихся ясностью силуэта, соразмерностью вещи новым габаритам и формам обеденного стола, шкафа, кухонной мебели.

   Фарфоровая посуда стала более дифференцированной: в одном случае - спокойной и будничной, деловой, в другом - яркой и праздничной, способной украсить торжественный стол, оживить декоративным пятном всю комнату. Но в фарфоре серьезные сдвиги в этом направлении можно констатировать только к концу 60-х годов. Художники, работающие в области майолики и фаянса, в силу специфики их производства сумели быстрее и активнее включиться в процесс художественной перестройки советской керамики. В области же фарфора, и особенно массового, сделать это было значительно труднее, поскольку требовались изменения в технологии поточного выпуска изделий. Кроме того, в отличие от майолики, фаянса и стекла, где, как правило, один художник одновременно является автором формы вещи и ее украшения, в производстве фарфора форму предмета часто создает скульптор, а расписывает ее живописец. В результате такого разделения труда, естественно, не всегда удается достигнуть желаемой гармонии.

На примере фарфора конца 60-х годов хорошо заметно, как выросла культура многих художников-фарфористов и коллективов фарфоровых заводов в целом. Все более четко выявляется своеобразие художественной направленности продукции каждого из заводов. Для советского фарфора этого периода характерно повсеместное обращение к богатейшей животворной сокровищнице народного искусства. При этом художники стремятся раскрыть в своих изделиях сущность наследия в самом образном строе, ритме и колорите своих произведений.

Разнообразие и вариантность в формах фарфоровой посуды

   Прошедшие в 1968-1972 годах в Москве большие выставки: «50 лет советской художественной керамики и стекла» (в музее-усадьбе Кусково), «Декоративное искусство СССР за 50 лет», Всесоюзная выставка декоративного искусства, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Всесоюзная художественная выставка к 50-летию образования СССР, - подвели итоги развития советской художественной промышленности, в том числе фарфоровой. Если на выставке 1961 года «Искусство - в быт» были продемонстрированы достижения главным образом в создании образцов для массового фарфора, то на последних выставках художники смогли шире и полнее показать свои уникальные произведения-вазы, сервизы, наборы и отдельные предметы. Конечно, не все изделия были равноценны по своим художественным качествам, многие из них были спорными. Но важно, что последние выставки убеждали: художники-фарфористы, художественные коллективы фарфоровых заводов достигли за прошедшие годы ощутимых успехов. Успехи эти выражаются как в области создания новых форм, так и в области декорирования предметов.

Стало весьма заметным разнообразие и вариантность в формах фарфоровой посуды. В росписи заметно выявились ее декоративные качества за счет усиления цветового пятна и одновременно сокращения палитры красок. В этом отношении художники фарфора идут в едином творческом русле с художниками керамики, фаянса и стекла, где указанные тенденции выявляются еще более четко. Беря за основу тот или иной художественный принцип, мастера стремятся развить его применительно к условиям, задачам и требованиям своего производства, учитывая особенности фарфора как материала.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Фарфор к празднованию 50-летия Великого Октября СССРМалая декоративная пластика СССР - фарфор, фаянс, майолика и пр. »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии