Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Фарфоровая промышленность - заводы Украины, Рижский фарфорово-фаянсовый завод

Успешно развивалась фарфоровая промышленность и в других республиках СССР. Впереди здесь по-прежнему шли заводы Украины. К началу 70-х годов на Украине действовало свыше десяти фарфоровых заводов. Были введены в строй новые предприятия в Бориславе, Полтаве, Синельникове, Тернополе, Сумах. К сожалению, художественное качество украинской фарфоровой посуды в сравнении с украинским фаянсом и керамикой все еще не достигло их высокого уровня. В первую очередь это относится к Киевскому заводу, где по-прежнему преобладали петриковские росписи. Правда, характерный для них цветочный орнамент приобрел теперь большую условность, а рисунок фарфористов-петриковцев стал обобщеннее, утратив прежнюю резкую контурную прорисовку. Однако, несмотря на ярко выраженные национальные особенности петриковской орнаментики, она не всегда отвечает специфике росписи по фарфору.

В росписи изделий других фарфоровых заводов Украины - Коростенского, Городницкого, Полонского - заметно более глубокое творческое переосмысление мотивов народного орнамента. Примером может служить чайный сервиз «Плахта» художника И. Вицько, все предметы которого удачно имитируют формы старой украинской гончарной посуды, а в росписи использованы орнаментальные мотивы народной одежды. Интересен также набор для напитков в виде стилизованных фигур Одарки и Карася (персонажей оперы С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем»), выполненный художниками Городницкого фарфорового завода А. и Т. Крыжановскими. Яркая и в то же время лаконичная палитра росписи придает этим фигурным сосудам оригинальность.

Исчезла встречавшаяся в украинском фарфоре 1950-х годов натуралистичность и мелочность орнамента. Формы сосудов становятся крупнее, обобщеннее, цветовая палитра росписи - менее пестрой. Но преобладающим видом росписи посуды и ваз по-прежнему остается красочная цветочная орнаментика. Тематическая, сюжетная роспись, как правило, довольно редко встречается в украинском фарфоре, за исключением отдельных выставочных и заказных произведений. Что же касается форм изделий, то заметно стремление художников использовать традиционные формы народных керамических сосудов: барылец (бочонков), глечиков (крынок), кухлей (кружек), куманцов (кувшинов), баклажек, баранцов, (фигурных сосудов), что придает этим изделиям определенное национальное своеобразие.

Заметное оживление творческой деятельности наблюдается на Рижском фарфорово-фаянсовом заводе, который с 1968 года прекратил выпуск фаянса и специализируется только на фарфоре. Небольшой коллектив художников этого завода во главе с Э. Эллером за последние годы достиг положительных результатов в создании чайно-кофейной посуды, ваз и сувениров. В росписи изделий рижские художники наиболее часто применяют мотивы геометрического орнамента, характерного для латышских тканей, народной одежды, металла, в цвете же предпочитают холодноватые «северные» топа.

В этом отношении характерны чайно-кофейные сервизы «Саулите» и «Тонкостенный» художника. Улете, «Рига» - Л. Агаджаняна, «Аусма» - Б. Карклиня и др. Все предметы этих сервизов отличаются прекрасно сгармонированными в своих объемах формами и очень лаконичной палитрой росписи, строгой и сдержанной в одних сервизах, веселой и красочной - в других.

Определенных успехов в украшении посуды и ваз добился художественный коллектив Минского фарфорового завода. Ряд изделий, выполненных в 1968 году (кофейный сервиз «Паутинка» В. Леонтовича, ваза «Лесная», чайный сервиз «Ажурный» A. Богданова), свидетельствуют о серьезной творческой работе мастеров молодого белорусского фарфора.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Фарфоровые заводы СССР (продолжение) Кузяевский завод и другие фабрикиФарфор к празднованию 50-летия Великого Октября СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии