Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Фарфоровые заводы СССР (продолжение) Кузяевский завод и другие фабрики

В руках Е. и П. Смирновых, В. Бубновой, А. Правиковой, К. Паниковой, А. Коновалова и многих других мастеров Дмитровского завода эти изделия превращаются в подлинный праздник цвета на белоснежном фарфоре.

В ряде произведений художников завода находят отражение темы современности. Такова, например, ваза «Россия» (форма В. Ольшевского, роспись Е. Смирнова, 1965), где изображение рабочего и колхозницы на фоне строящейся Москвы, выполненное в технике правки по золоту, хорошо гармонирует с постепенно расширяющимся кверху овалообразным туловом вазы. В 1960-е годы производство художественного фарфора получает распространение и на других заводах, большая часть которых находится в пределах РСФСР.

Определенного успеха в художественном оформлении посуды достигли Кузяевский и Турыгинский фарфоровые заводы гжельского промысла Московской области. На Кузяевском заводе, небольшой коллектив художников которого возглавляет М. Паламарчук, был создан ряд интересных изделий, в том числе высокие чаши-бокалы «Русский» и «Вятский». Их оформление отличается тонким чувством национальных традиций и в то же время очень современно. Орнамент, составленный из простейших геометрических форм - кругов и квадратов, - расцвеченных яркими красками, напоминает веселые узоры дымковских игрушек.

Очень красочна посуда, выпускаемая Кузяевским заводом для республик Средней Азии: большие чайники, пловницы, кумысницы и пиалы, традиционные формы которых имеют яркую роспись, основанную на сочетании двух-трех локальных тонов и позолоты. В этой росписи часто встречаются мотивы восточной орнаментики - традиционные «персидские огурцы», яркие цветные «горохи» по кобальтовому или белому фону, огненно-красные с золотом цветы.

На Турыгинском заводе в содружестве с опытным мастером Т. Дунашовой давно уже успешно работает художница Л. Азарова. Они стремятся возродить традиционную гжельскую манеру кистевой подглазурной росписи кобальтом. В большей степени им удалось это сделать в росписи фарфоровой пластики, но и в росписи посуды, простые формы которой во многом напоминают формы народных гончарных изделий, эти художницы достигают порой большой выразительности.

Своеобразием своей художественной продукции привлекает внимание Первомайский фарфоровый завод Ярославской области. Художники завода Ю. и Т. Горбуновы и Т. Леонтьева создали ряд удачных произведений на русские народные темы. Сценки с изображением пляшущих балалаечников и женщин в сарафанах смотрятся как часть окружающего их орнамента. Цветистым ярко-алым с позолотой узором они украшают поверхность блюд, кружек, чашек, чайников.

С середины 60-х годов стала налаживаться творческая работа художников на новгородском заводе «Пролетарий». Параллельно с созданием новых форм художники этого завода культивируют своеобразный цветочный орнамент, выполненный широкой кистевой манерой. Следует признать удачными кобальтовые росписи (например, чайный сервиз «Круглый цветок», форма К. Тыркина, роспись А. Гориной) с тонкой градацией синего цвета, то бархатисто-темного, то легкого и прозрачного.

В 60-е годы не только перестраиваются и расширяются старые заводы, но и появляются новые, оснащенные по последнему слову техники. Так, в начале этого десятилетия зажглись печи трех новых фарфоровых заводов - Краснодарского, Южно-Уральского и Артемовского. Работа художников этих молодых заводов уже отмечена рядом интересных образцов.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Фарфоровые заводы СССР (продолжение) Дмитровский заводФарфоровая промышленность - заводы Украины, Минский и Рижский фарфорово-фаянсовый завод »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии