Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Фарфоровые заводы СССР (продолжение) Дмитровский завод

   Очень удачной оказалась форма одного из первых столовых сервизов, созданных на заводе скульптором О. Мухигули в 1965 году. Сервиз называется «Прима», его предметы отличаются простыми, пластичными объемами. В дулевском фарфоре 60-х годов вполне современные формы изделий сочетаются с очень своеобразной и живой «дулевской» манерой росписи: она строится на сочетании вокруг яркого красочного пятна нескольких локальных контрастных тонов. В таком ключе работают многие художники завода, в частности В. Яснецов. В его декоративном комплекте «Осень» (форма А. Гузанова) алые и оранжевые гроздья рябины среди блеклых листьев в сочетании с белой поверхностью предметов создают образ прекрасной осенней природы. К тому же направлению принадлежат чайные сервизы К. Кукушкина («Черная роза», 1967) и В. Городничева («Русский», 1968).

П. Леонов по-прежнему выступал как художник широкого декоративного профиля. В комплектах посуды «Розовая птица», «Русская водка», «Вечер», «Суздаль» крупные монументальные формы изделий напоминают берестяные туеса, глиняные миски и чашки, а красочный вихрь размашистой росписи, где каждый мазок, каждый цветок предельно выразителен, воскрешает в памяти узоры цветистых шалей, веселую роспись подносов и ярмарочных балаганов.

В 1960-е годы в дулевском фарфоре появляется и совершенно иная манера декорировки. В таких чайных сервизах, как «Нежный» (роспись Кукушкина, 1964), «Клетчатый» (роспись С. Аникина, 1966), «Золотая птица» и «Виноград» (роспись В. Колосова, 1967) чувствуется стремление оттенить белизну фарфора мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес той чрезмерной «записанности» дулевского фарфора, которая наблюдалась в предшествующие годы.

Опыты создания фарфоровых изделий без росписи

   Опыты создания фарфоровых изделий без росписи (так называемая «белая линия») не дали положительных результатов. К тому же на заводе еще не была создана безукоризненная по белизне и просвечиваемости черепка фарфоровая масса. Однако наличие двух художественных тенденций в работах дулевских фарфористов свидетельствовало об интенсивности творческих исканий на этом заводе.

В художественном фарфоре Дмитровского завода во второй половине 60-х годов также произошли заметные изменения. Завод специализировался на выпуске исключительно чайно-кофейной посуды. Скульпторами Ю. Ганрио, М. Колчиным, А. Шобановым, А. Петелиным и другими было создано много новых сервизов, которые отличаются хорошо найденными соотношениями и переходами форм и объемов, четким выразительным силуэтом и вместе с тем отвечают необходимым условиям массового производства. Таковы, например, чайно-кофейный сервиз «Желудь» А. Петелина, чайные сервизы «Дачный» М. Колчина, «Колокольчик» и «Волна» Ю. Ганрио и др. Необходимо особо отметить работу на этом заводе с 1961 по 1965 годы одного из выдающихся советских керамистов В. Ольшевского, которым создано около семи новых форм чайных сервизов - «Каннелюрный», «Тайга», «Сибирь», «Скиф», «Дубна» и др. Большая часть этих сервизов отличается хорошо построенными устойчивыми формами, оригинально решенными ручками и носиками изделий, лаконичными и выразительными по силуэту. Многие из них надолго вошли в ассортимент завода, успешно выдержав проверку временем.

В росписях дмитровского фарфора 60-х годов при сохранении традиционной для завода графической манеры, несколько суховатого, но в то же время четкого и выразительного рисунка, все чаще появляется стремление к большей обобщенности и условности в трактовке орнамента и сюжетных изображений.

Развитие живописно-графической линии

   Росписи отличаются сдержанностью палитры, часто ограничивающейся тремя-четырьмя хорошо сгармоиированными оттенками цвета. В таком плане выполнены Е. Смирновым росписи чайного набора «Золотой тюльпан» (форма «Колокольчик» Ю. Ганрио, 1964) и вазы «Ландыш» (форма Колчина, 1964). Очень плавный, изящный и вместе с тем смело положенный рисунок цветка, сделанный черным, зеленым и золотом, прекрасно вписывается в форму предметов, выявляя их четкий силуэт.

Дальнейшее развитие живописно-графической линии в работах художников Дмитровского завода прослеживается в произведении «Гонец» (роспись Кузнецова, 1966), где доминирует броское изображение всадника на вздыбившемся коне, и в чайном сервизе «Витязь» (форма В. Ольшевского, роспись Е. Смирнова, 1965) с четкими силуэтными изображениями фигур воинов на золотом фоне.

Тема Древней Руси интересно реализована в чайном сервизе «За землю русскую» (форма Е.Смирнова, роспись П.Смирнова, 1967) с последовательно развертывающимся от предмета к предмету изображением древнерусских городов и идущих оборонять эти города дружин. Рисунок, дополненный росписью с преобладанием коричневых и пурпурных тонов в сочетании с позолотой, придает сервизу строгую простоту и торжественность.

Как и дулевский, дмитровский фарфор конца 60-х годов характеризуется ярко выраженной тягой к традициям русского декоративного искусства. Фантастические птицы и цветы, условно трактованные и свободно ложащиеся на белую поверхность изделий, жанровые сценки, гербы древнерусских городов - все это находит место в росписях чайных сервизов, ваз, подарочных наборов, сувениров и отдельных предметов.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Фарфоровые заводы СССР (продолжение) Дулевский фарфоровый заводФарфоровые заводы СССР (продолжение) Кузяевский завод и другие фабрики »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии