Статьи  >>  Декоративная пластика
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 29, 2010

Фарфоровые заводы СССР (продолжение) Дулевский фарфоровый завод

Массивным приземистым формам доливного чайника соответствует ярко-красное с позолотой, четкое и броское изображение сказочного коня-богатыря. Маленький заварной чайник, примостившийся наверху доливного, своей росписью в том же колорите завершает композицию прекрасно дополняющих друг друга предметов.

Выдающимся мастером формы и росписи на Ленинградском заводе становится художник В. Городецкий. Его стройные вазы, покрытые своеобразной живописью с очень условными изображениями птиц на ветках, плодов и цветов, всегда отличаются большим лиризмом. Работая большей частью в излюбленной подглазурной технике, Городецкий умеет, как никто другой, выявить силу и выразительность цвета, его тональные нюансы, от нежного расплывающегося мазка до сочного пятна. Живопись и форма сливаются в его работах в замечательно цельное и всегда неповторимое единство. Излюбленными тонами палитры Городецкого являются сочетания коричневых, охристых, зеленых, глубоких синих тонов, слагающихся в благородную и спокойную гамму. Одно из лучших произведений художника - чайный сервиз «Цветущий кобальт» (1968). Удивительной пластичности изделий сервиза, напоминающих распускающиеся фантастические цветы, соответствует и орнаментальная роспись с тончайшими градациями оттенков прекрасного синего (кобальтового), цвета. Мазки росписи, образуя легкий узор, свободно ложатся по всей поверхности предметов, подчеркивая их причудливые формы.

В конце 1960-х годов на Ленинградском фарфоровом заводе разрабатывалась новая технология производства так называемого «костяного фарфора», изделия из которого отличаются особой тонкостью и просвечиваемостью, легкостью и исключительной белизной черепка.

Эффект достигается благодаря новому сырью - костяной золе и так называемому «гусевскому камню» (вторичные кварциты), большие залежи которого были обнаружены недалеко от Владивостока. В 1969 году на ленинградском заводе открылся опытный цех по производству изделий из костяного фарфора, белизна которого превосходит 80% (лучшие образцы современного обычного фарфора имеют белизну около 60%). Несомненно, что этой разновидности фарфора принадлежит большое будущее.

В 1960-е годы значительно оживляется деятельность художественного коллектива Дулевского фарфорового завода. «Конструктивная ясность и логичность формы, эмоциональная напряженность пластического языка и яркая декоративная живопись - наши основные принципы и традиции» - в этих словах П. Леонова к каталогу первой большой выставки дулевского фарфора верно определена художественная направленность работы завода в те годы. Выставка показала, что Дулевский завод вырос в одно из ведущих керамических предприятий страны, обладающее собственной творческой линией.

Кратковременное увлечение подчеркнуто диспропорциональными угловатыми формами посуды (например, чайный сервиз «Стрела», форма А. Строчилина, 1964) сменилось поисками новых пластических решений, часто идущих от русских национальных архитектурных форм - луковицы, бочонка. Таков, например, чайный сервиз «Колечко» (форма А. Гузанова).

На Дулевском заводе модернизации форм столовой посуды уделяется больше внимания, чем на других заводах. Еще в 1960 году А. Сотниковым был создан столовый сервиз «Курган», отличающийся оригинальным решением вытянутой по горизонтали формы. Все предметы сервиза по своей компактности хорошо отвечают габаритам типового жилого интерьера, а их очень сдержанная кобальтовая роспись, оживляя белый цвет фарфора, подчеркивает своеобразие форм изделий.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Фарфоровые заводы СССР (продолжение), Ленинградский фарфоровый заводФарфоровые заводы СССР (продолжение) Дмитровский завод »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии